Когнитивные расстройства у взрослых и детей: как сохранить остроту ума на протяжении всей жизни
Когнитивные нарушения — что это такое
Когнитивные нарушения – это ухудшение умственных способностей, памяти и других когнитивных функций мозга человека. «Когнитивный» в переводе с латинского означает «познавательный». Если говорить простыми словами, то когнитивная функция – это способность головного мозга познавать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Нарушения внимания, памяти и умственной работоспособности встречаются при многих расстройствах, код в МКБ-10 может быть, как F06.7, так и от I67.2-4 до I67.8-9.
К когнитивным функциям относятся:
- внимание – восприятие информации, фокусирование на определенной задаче;
- память – способность хранить и воспроизводить полученную в течение жизни информацию;
- речь – способ взаимодействовать с другими людьми;
- восприятие – умение распознавать информацию с помощью слуха, зрения и других органов чувств;
- интеллект – способность совершать целенаправленные действия, планировать, приобретать новые навыки и знания.
Благодаря этим функциям мы можем жить полноценной жизнью – читать, считать, работать, ориентироваться во времени и пространстве, взаимодействовать с другими людьми и делать другие важные вещи.
Часто страдает только одна когнитивная функция, в таком случае жизнь человека меняется не сильно – он способен и дальше оставаться полноценным членом общества. Но когда развивается обширное нарушение когнитивных функций, то больной становится зависимым от окружающих. Поэтому так важно вовремя заметить легкие расстройства, чтобы предотвратить необратимые изменения.
Вот первые тревожные признаки, на которые следует обратить внимание и обратиться за помощью:
- забывчивость и неспособность концентрировать внимание, снижение умственной работоспособности;
- речевые нарушения – сложности в выражении мыслей и подборе слов для обычной беседы;
- проблемы с ориентацией на местности и во времени;
- трудности в осмыслении услышанной и увиденной информации.
Когнитивные расстройства у взрослых
Выраженное нарушение когнитивных функций мозга у взрослых чаще встречается среди людей старше 65 лет. Однако, по мнению ученых, первичные расстройства умственной работоспособности, внимания и пр. возникают уже после 35-40 лет. Существует 3 степени выраженности расстройства.
- Нулевая, или субъективные нарушения – человек отмечает нерегулярные случаи забывчивости, рассеянности, снижения концентрации.
- Легкая – незначительное, слабо выраженное снижение интеллекта, которое незаметно окружающим. При легких когнитивных нарушениях человек не испытывает проблем в общении с людьми или выполнении повседневных задач, но сам замечает регулярные изменения. Например, становится труднее запомнить информацию или выразить свою мысль.
- Умеренная – переходное состояние от легких изменений до тяжелых нарушений. Когнитивные навыки снижаются, появляется частая забывчивость, сложности в осмыслении информации. Симптомы замечает не только сам человек, но и окружающие. Если не начать лечение, то развиваются преддементные когнитивные нарушения, которые постепенно приводят к развитию выраженных нарушений и к деменции.
- Тяжелая – потеря интеллектуальных навыков, памяти и речи. Человеку с тяжелыми когнитивными нарушениями трудно общаться с окружающими и невозможно жить привычной жизнью без помощи посторонних. Развивается деменция – состояние, при котором человек полностью утрачивает знания и навыки.
Механизмы развития когнитивных нарушений у взрослых разнообразны. В пожилом возрасте могут влиять процессы старения головного мозга, когда отмечается естественное ослабление памяти и внимания из-за утраты нейронных связей. Но в большинстве случаев расстройства когнитивных функций развиваются вследствие ухудшения кровоснабжения тканей головного мозга и отмирания его клеток.
Основные причины когнитивных нарушений у взрослых
- Внешние факторы: стресс, переработки, недосып, ночная работа или ночной образ жизни.
- Перенесенные вирусные инфекции, включая ОРВИ и ковид.
- Сопутствующие заболевания – например, гипертония, диабет, атеросклероз.
- Острое или хроническое нарушение кровоснабжения головного мозга, из-за чего он испытывает недостаток кислорода и, как следствие, гибнут нейроны. Например, после инсульта у человека возникают проблемы с речью, памятью и интеллектом, которые так и называются – постинсультные когнитивные нарушения.
- Заболевания ЦНС (центральной нервной системы), например, болезнь Альцгеймера или Паркинсона.
- Черепно-мозговые травмы.
- Инфекции, затрагивающие нервную систему, например, менингит или энцефалит.
- Новообразования в головном мозге – растущая опухоль сдавливает ткани и угнетает функции, за которые отвечает поврежденный участок.
У людей молодого и среднего возраста (35+) могут отмечаться отдельные когнитивные симптомы, которые не выявляются специальными тестами и не оказывают негативного влияния на повседневную жизнь.
У лиц старшего возраста болезнь более выражена, и может начаться с заметных изменений в поведении. Например, человек начинает использовать нехарактерные для него выражения, теряется в воспоминаниях, забывает какие-то важные события. Для выполнения привычных дел требуется больше времени, обязанности выполняются хуже.
Нередко первые симптомы у пожилых людей замечают родственники – люди в возрасте могут терять способность критично относиться к своему состоянию. Поэтому близкие люди должны настоять на обследовании и проведении тестов, если они заметили подозрительные изменения в поведении, даже если сам больной ни на что не жалуется.
Когнитивные нарушения у детей
Нарушение когнитивных функций у детей – одна из самых распространенных неврологических болезней в детском возрасте. Согласно статистике, каждый пятый ребенок страдает от какой-либо когнитивной дисфункции. При этом большинство случаев легко поддается коррекции.
Существует 3 степени тяжести детских когнитивных нарушений: легкая, умеренная и тяжелая.
-
Легкая.
У ребенка есть небольшие отклонения, которые затрагивают какую-то одну область, например, память или речь. Первые признаки родители замечают в 5–6 лет, когда ребенок начинает готовиться к школе. Например, появляются проблемы со счетом, страдает устная или письменная речь, в начальных классах отмечается плохая успеваемость в школе. -
Умеренная.
При этой форме страдает сразу несколько когнитивных функций, что может проявляться целым комплексом симптомов, например, задержкой психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдаются серьезные проблемы с обучением, нередко страдает речь, поэтому им сложно общаться с окружающими. Успех лечения умеренной формы зависит от своевременности диагностики и начала коррекции. -
Тяжелая.
Грубые когнитивные нарушения головного мозга у детей обычно связаны с генетическими болезнями или пороками развития, и проявляются они уже в раннем детстве. У подростков глубокие нарушения могут стать следствием перенесенных инфекций, затрагивающих мозг, например, менингита.
Распространенной причиной когнитивных нарушений у детей считается СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Для этого расстройства характерен целый спектр симптомов: нарушение концентрации внимания, импульсивность и повышенная активность.
Если вы стали замечать изменения в поведении ребенка или отставание в развитии – обратитесь к врачу-неврологу. Легкие и умеренные когнитивные нарушения у молодых людей в большинстве случаев поддаются коррекции с помощью занятий и специальных препаратов.
Лечение когнитивных расстройств
Как и любую другую болезнь, когнитивное расстройство легче лечить на ранних стадиях. Тактика терапии зависит от причины, которая вызвала нарушения. Для коррекции отклонений назначают физиопроцедуры, занятия со специалистами и специальные упражнения. Они нужны для постоянной тренировки памяти и освоения новых навыков.
Для улучшения умственной работоспособности применяются лекарственные средства, влияющие на работу мозга, например, Проспекта® – ноотропный препарат нового поколения, который нормализует активность белка S-100. Этот белок широко представлен в центральной нервной системе и регулирует основные процессы в мозге. Благодаря уникальному составу, препарат оказывает физиологическое влияние на деятельность мозга, налаживая связи между различными его отделами. Таким образом, Проспекта® оказывает ноотропное действие и нормализует активность мозга: улучшает его деятельность на всех уровнях (клеточном, межклеточном, структурном и системном).
Благодаря уникальному составу и механизму действия, Проспекта® имеет высокий профиль безопасности и сочетается с большинством лекарственных препаратов, применяемых как во взрослой, так и в детской практике.