Рассеянность внимания: почему снижается внимательность и как сохранить концентрацию
Причины рассеянности внимания
Люди часто связывают рассеянность и сопутствующую ей привычку откладывать дела на потом с собственной ленью. Однако, плохая концентрация внимания чаще всего вызвана конкретными причинами. Они бывают физиологическими – то есть являются естественной реакцией организма на определенное временное состояние, например, недосып. И патологическими – вызванными болезнью1.
К физиологическим причинам рассеянности и невнимательности можно отнести:
- сильное переутомление на фоне длительной напряженной работы, особенно умственной — наиболее частая из физиологических причин ухудшения внимания;
- регулярно повторяющаяся нехватка сна или плохое его качество;
- соблюдение строгих диет с ограничением или исключением углеводов, которые необходимы головному мозгу для нормальной работы;
- острые или хронические боли в разных частях тела из-за воспаления или травмы;
- длительный прием лекарств, среди побочных действий которых указано снижение концентрации внимания.
Патологическая рассеянность может быть симптомом заболеваний, расстройств и нарушений:
- патологии мозга;
- коронавирусная инфекция2;
- последствия черепно-мозговых травм;
- повышенная температура тела;
- отравление;
- гормональный сбой, например, при заболеваниях щитовидной железы или яичников;
- авитаминоз;
- невроз;
- депрессия;
- панические атаки;
- эпилепсия.
У взрослых
Функция внимания у взрослых чаще всего ухудшается из-за:
- физической и эмоциональной усталости;
- хронической бессонницы;
- травм головы, например, черепно-мозговой травмы;
- инфекций;
- начала болезни Альцгеймера или других деменций;
- болезней щитовидной железы, надпочечников, яичек и других органов, отвечающих за выработку гормонов;
Нарушение концентрации внимания наблюдается и у женщин при беременности – это тоже связано с изменением уровня гормонов.
Кратковременная рассеянность наблюдается у взрослых после употребления алкоголя. При систематическом употреблении невнимательность усиливается и становится постоянной.
Человек с нарушением концентрации внимания страдает забывчивостью – пропускает важные встречи и события, не может найти нужные вещи, с трудом справляется с рабочими задачами, срывает договоренности и дедлайны.
Такая хроническая рассеянность мешает общению с коллегами, друзьями и родственниками, приводит к стрессам и депрессии. Возможны и более опасные последствия невнимательности: рассеянный человек может попасть под машину, упасть с лестницы, случайно устроить пожар, получить травму на производстве и так далее.
У детей
Рассеянность, невнимательность в детском возрасте выявляются часто в 7 лет, когда ребенок идет в школу и начинают возникать проблемы с усвоением материала. Это может происходить из-за различных причин3:
- стресс, наиболее характерные причины у подростков — неблагоприятная обстановка дома, ссоры родителей, отсутствие друзей-сверстников, конфликты в школе, буллинг;
- врожденные патологии головного мозга, последствия черепно-мозговых травм;
- инфекционные заболевания.
Наиболее вероятная причина сильной рассеянности у ребенка — СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности. В детском возрасте это состояние наблюдается и диагностируется чаще; протекает более выражено, чем у взрослых. Основные симптомы СДВГ — неспособность сфокусироваться на одном занятии, надолго сконцентрировать внимание. Ребенок с СДВГ не может долго сидеть на месте, играть в одни и те же игры. Гиперактивность проявляется в виде потребности в постоянном движении, беге, шумных играх.
Невнимательность у детей мешает им общаться со сверстниками, привыкать к новому коллективу, успевать за одноклассниками на уроках. Рассеянные дети забывают о важных мероприятиях и заданиях, не берут в школу нужные учебники и «домашку», часто теряют вещи, делают дополнительные ошибки при выполнении заданий, даже понимая материал. Во взрослом возрасте эти проблемы усугубляются и появляются сложности при получении высшего образования, а потом – и на работе.
Выявление и профилактика снижения концентрации внимания
Вы можете самостоятельно определить, есть ли у вас снижение концентрации внимания. Прежде всего на это указывают следующие признаки:
- вам сложно правильно сформулировать свои мысли;
- вам трудно сосредоточиться на чтении текста, уловить его суть;
- вы ощущаете тяжесть, «туман» в голове;
- вам сложно сосредоточиться на одном занятии, особенно если рядом кто-то разговаривает или шумит;
- вы замечаете за собой бытовую рассеянность, то есть сложности при выполнении обычных домашних дел;
- вы постоянно отвлекаетесь и переключаетесь на разные занятия;
Подтвердить наличие или отсутствие выраженной рассеянности помогут простые тесты, которые можно сделать дома самостоятельно. В их числе:
- тест Мюнстерберга — на квадрате с написанными буквами, в которых зашифровано 23 слова, нужно найти как можно больше слов за 2 минуты;
- тест Шульте. Перед вами – небольшая табличка с цифрами от 1 до 25. Нужно найти цифры в последовательности от 1 до 25 за 30 секунд. Вы можете пройти этот тест на нашем сайте;
- тест со словами — попросите кого-нибудь прочитать вслух 10 не связанных между собой слов, через 10–20 секунд попробуйте воспроизвести их в любом порядке.
Чем больше ошибок вы совершаете при выполнении тестов, тем сильнее выражены проблемы - рассеянность и невнимательность.
Избежать появления или прогрессирования рассеянности и невнимательности вам помогут следующие советы:
- ведите физически активный образ жизни с полноценным питанием и сном;
- старайтесь не заниматься сразу несколькими делами одновременно;
- составляйте для себя план действий на каждый день, выполняйте задачи поочередно;
- выделите на каждое дело определенное количество времени и старайтесь концентрироваться только на нем;
- обустройте себе удобное рабочее место, где вас ничего не будет отвлекать;
- каждые 2–3 часа делайте небольшой перерыв в работе, делайте разминку или занимайтесь медитацией.
- тренируйте память и внимание: ищите свежих впечатлений, получайте новый опыт, больше читайте, занимайтесь творчеством, самообразованием или спортом, тренируйте концентрацию в медитациях, разгадывайте кроссворды, решайте логический задачи, играйте в шахматы.
Для профилактики невнимательности у ребенка вырабатывайте вместе с ним распорядок дня: укладывайте малыша спать в одно и то же время, следите за нормальной продолжительностью ночного сна, ограничьте использование электронных гаджетов и ТВ.
Когда и как лечить проблемы с внимательностью
При появлении проблем с концентрацией внимания следует обращаться к неврологу. При необходимости он может направить вас на консультацию к терапевту, эндокринологу и психологу.
Для постановки диагноза невролог или психолог применяют следующие методы:
- беседа — определение жалоб и факторов риска проблем со вниманием;
- проведение тестов для определения выраженности нарушений внимания;
- анализы и исследования для выявления заболеваний, которые могли бы послужить причиной невнимательности.
Проще всего избавиться от рассеянности, когда проблема только появилась. Если вы вовремя обратились к врачу, восстановить способность концентрировать внимание можно за счет коррекции образа жизни:
Для улучшения деятельности головного мозга специалист может назначить препарат Проспекта — лекарственное средство нового класса в таблетках для рассасывания. Средство обладает уникальным составом и особым механизмом действия. Проспекта содержит вещество, которое регулирует активность специфического для головного мозга белка S-100В, необходимого для нормальной мозговой деятельности. Препарат действует как балансир: снижает избыточно выраженные функции мозга до уровня нормы и повышает ослабленные, обеспечивая его правильную работу.
Лекарство можно принимать взрослым и детям с семилетнего возраста. При рассеянности и невнимательности рекомендуется рассасывать по 1 таблетке 2 раза в день. Пройдя полный курс лечения, по необходимости его можно повторить.
Бороться с рассеянностью и невнимательностью у детей и взрослых также помогают занятия с психологом. Специалисты используют различные развивающие игры и упражнения для тренировки концентрации внимания.
1Шамрей В.К. Психиатрия: учебник / В.К. Шамрей, А.А. Марченко. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: СпецЛит, 2021. 414. URL: https://tashpmi.uz/wp-content/uploads/2020/08/shamrej_marchenko_abritalin_psihiatriya.pdf (дата обращения 22.11.23).
2Захаров В.В., Громова Д.О., Эдильгиреева Л.А., Садуллаева Т.А. Когнитивные и астенические расстройства после COVID-19. РМЖ. 2022;4:15–19. URL: https://www.rmj.ru/articles/nevrologiya/Kognitivnye_iastenicheskie_rasstroystva_posle_COVID-19/ (дата обращения 22.11.23)
3Клинические рекомендации МЗ РФ «Расстройства аутистического спектра», 2020. URL: http://disuria.ru/_ld/10/1008_kr20F84mz.pdf (дата обращения 22.11.23).