От забывчивости к ясности мышления: как сохранить когнитивные функции в отличной форме
Что такое когнитивные функции
Под этим термином понимают самые сложные функции головного мозга1,2,3:
- Память – способность усваивать, сохранять и воспроизводить информацию. За нее отвечают преимущественно височные отделы мозга, в частности – гиппокамп.
- Речь – способность говорить, то есть обмениваться различной информацией с другими людьми. За нее отвечают лобная и теменная доли мозга.
- Праксис – способность приобретать и использовать различные двигательные навыки: ходить, пользоваться ложкой, рисовать и др. За него отвечают лобные и теменные доли мозга.
- Гнозис – способность распознавать информацию: читать, смотреть, слушать. За него отвечают височная, теменная и затылочная доли мозга.
- Интеллект – способность к мышлению. За него отвечают в той или иной степени все отделы мозга.
Возможные причины ухудшения когнитивных функций
За различные когнитивные функции отвечают разные отделы головного мозга. При сбоях в работе каждой из этих зон возникают определенные нарушения. Они могут быть недолгими и обратимыми – например, при непродолжительном стрессе, регулярном недосыпе, тяжелом режиме работы. Более сложная ситуация – поражения тканей или отдельных клеток. К примеру, травма теменной доли может вызвать ухудшение речи1.
Существует множество состояний, приводящих к расстройству когнитивных функций у человека. Согласно принятой классификации, выделяют сосудистые, нейродегенеративные (например, болезнь Альцгеймера), дисметаболические (например, сахарный диабет) и другие2.
Сосудистые заболевания головного мозга
Сосудистые нарушения головного мозга развиваются преимущественно у взрослых под влиянием различных факторов7. Чаще всего это – сопутствующие заболевания:
- Артериальная гипертензия.
- Атеросклероз.
- Сахарный диабет.
- Хронические заболевания – сердечная недостаточность, хроническая болезнь почек.
- Курение и злоупотребление алкоголем.
Сосудистые нарушения часто развиваются после перенесенных инсультов, в том числе кровоизлияний в головной мозг. Они приводят к тому, что одна из частей мозга начинает страдать от недостаточного кровоснабжения. В результате ухудшаются функции, за которые отвечает этот отдел – например, снижаются память и концентрация внимания, возникают нарушения речи и двигательные расстройства. Часто после инсульта человек не может самостоятельно ходить, держать ложку, разговаривать – это и есть проявление сосудистых нарушений. Деменция, то есть выраженное снижение памяти и по меньшей мере еще хотя бы одной когнитивной функции, развивается у каждого пятого человека, перенесшего инсульт6,7.
Когда гибнут нейроны: нейродегенеративные заболевания
Под этим термином объединяют все болезни, при которых происходит разрушение нейронов – клеток головного мозга, которые отвечают за речь, память, внимание и интеллект. Если клетки гибнут, мозгу становится нечем обрабатывать, сохранять и воспроизводить информацию2.
Не стоит думать, что такие нарушения встречаются только у людей пожилого возраста. У нейродегенеративных заболеваний множество причин, поэтому некоторые из сбоев могут проявляться даже у молодых людей.
Другие распространенные нейродегенеративные заболевания:
- Болезнь Альцгеймера. Приводит к прогрессирующему снижению интеллекта вплоть до тотального распада личности. Каждый день человека с этой болезнью начинается с чистого листа – он не запоминает то, что случилось вчера и чему он успел научиться4. Подробнее о болезни Альцгеймера — в нашей статье: https://prospekta.ru/stati/bolezn-alczgejmera
- Болезнь Паркинсона. При этой болезни снижение памяти, внимания и интеллекта сопровождается дрожанием рук и замедленностью всех движений5.
Когда нарушен метаболизм: дисметаболические энцефалопатии
Под этим термином скрываются когнитивные нарушения, которые возникают из-за сбоя в обмене веществ. Причиной могут стать такие состояния1,2:
- Тяжелые заболевания печени и почек.
- Нелеченые заболевания щитовидной железы: гипертиреоз и гипотиреоз.
- Резкое снижение сахара в крови – например, при строгой диете, обезвоживании.
- Передозировка инсулина при лечении сахарного диабета.
Влияние вирусов: нейроинфекции
Некоторые вирусы проникают в головной мозг или влияют на сосуды, снижая кровоток в головном мозге. Это приводит к ухудшению когнитивных функций даже после выздоровления. Например, так случается при заражении клещевым энцефалитом. После ковида и обычных сезонных ОРВИ также многие люди замечают ухудшение внимания и памяти.
Психические расстройства
К снижению когнитивных функций приводит депрессия, шизофрения, тревожные расстройства и некоторые другие заболевания, лечением которых занимается психиатр.
Опухоли и травмы
Повреждение какой-либо зоны мозга растущей опухолью или при травме черепа приводит к выпадению определенных функций. Например, речевые и когнитивные нарушения обычно возникают при поражении лобных и теменных долей мозга, а интеллект может пострадать при любом сильном ударе головой.
Как понять, что нейронам нужна помощь
Симптомы когнитивных нарушений любой человек может заметить без помощи врача: становится сложнее концентрироваться на рабочих задачах, «теряются» мысли, слова «крутятся на языке», но не вспоминаются, для похода в магазин приходится составлять список продуктов и так далее. Легкая рассеянность и забывчивость в обществе считается чем-то вроде нормы, поэтому люди с самостоятельно диагностированными нарушениями к врачу идут редко. Однако, если не начать лечение когнитивных расстройств на этом этапе – в будущем они станут более выраженными.
При выраженных когнитивных нарушениях необходима консультация специалиста. Профессиональная диагностика когнитивных нарушений основана на анализе жалоб пациента и результатах проведенного обследования. Врач выясняет, что именно беспокоит человека, оценивает выраженность симптомов, задает уточняющие вопросы и выявляет факторы риска8.
По степени тяжести выделяют три разновидности когнитивных нарушений8:
- Легкие когнитивные нарушения. Сложностей в обычной жизни нет, но в непривычных видах деятельности могут возникать проблемы. Проведенные тесты вписываются в возрастную норму или же наблюдаются незначительные отклонения. Жалобы возникают только у самого человека, окружающие не замечают существенных изменений.
- Умеренные когнитивные нарушения. Сложностей в обычной жизни нет, но работа, требующая значительного умственного напряжения, становится недоступной. Нарушения замечает, как сам больной, так и его близкие люди. Тесты показывают снижение когнитивных функций по сравнению с возрастной нормой.
- Тяжелые (выраженные) когнитивные нарушения. Сложности возникают не только при обучении или на работе, но и в повседневной жизни. Иногда человек даже не может сам себя обслуживать, ему постоянно нужна помощь. Симптомы замечает не только он сам, но и окружающие.
В последние годы специалисты обращают внимание на так называемые субъективные когнитивные нарушения. Это самая ранняя, «нулевая» стадия, предшествующая легкой степени. Человек жалуется на забывчивость, сложности при концентрации внимания, быструю утомляемость при умственной работе, трудности при подборе нужного слова в разговоре, потерю знаний о каком-либо предмете. Но тесты показывают норму, каких-либо отклонений в анализах нет. Такие жалобы встречаются у многих людей, но чаще – у работников умственного труда и профессий, которые в своей работе имеют дело с большим массивом информации и данных (ученые, актеры, гиды и прочие). У них даже при снижении когнитивных функций показатели тестов долгое время будут в пределах нормы8.
Для диагностики различных проблем можно использовать специальные тесты на когнитивные нарушения. Например, пациента просят обозначить, справедливы ли для него следующие утверждения:
- Я часто забываю, что и куда положил.
- Мне нужно составлять список дел, чтобы ничего не забыть.
- Мне сложно сосредоточиться.
- Я не узнаю знакомых людей и др.
Каждое утверждение пациент оценивает в баллах от 0 до 5, где 0 – никогда такого не бывает и 5 – случается постоянно.
Для поиска причин нарушений врач может назначить обследование – сделать МРТ головного мозга и ЭЭГ. При необходимости направит на консультации к другим специалистам – эндокринологу, кардиологу, психиатру.
Как нормализовать умственную работоспособность
Независимо от тяжести нарушений специалисты сходятся во мнении, что когнитивные расстройства стоит лечить уже на самой ранней – субъективной – стадии. Скорректировать работу мозга помогут отдых, умеренная физическая активность, нормализация сна, прогулки на свежем воздухе, тренировки и ноотропные препараты.
При подборе терапии учитывают выставленный диагноз, выраженность симптомов, предполагаемые причины и иные факторы. В клинических рекомендациях указано, что для лечения могут использоваться средства, улучшающие кровоток в нервной системе, влияющие на обмен веществ и иные процессы. Медикаментозную коррекцию дополняют курсом психотерапии.
В лечении когнитивных расстройств может использоваться ноотропный препарат Проспекта®. Он нормализует активность мозга и действует на всех уровнях: клеточном, межклеточном, структурном и системном. Препарат показан при различных нарушениях памяти, внимания и умственной работоспособности.
Он выпускается в таблетках, хорошо переносится, подходит для длительного приема и сочетается с большинством лекарственных средств (случаев лекарственного взаимодействия не зарегистрировано).
Курсовой прием препарата Проспекта® помогает восстанавливать умственную работоспособность, внимание, память и скорость переключения между задачами, повышать активность в повседневной жизни и ее качество.
1Захаров В.В.. Когнитивные нарушения в неврологической практике. Трудный пациент. 2005;3(5):4-9.
2Захаров В.В., Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте: Методическое пособие для врачей. Москва. 2005.
3Рассеянный склероз. Клинические рекомендации. Минздрав России, 2018.
4Клинические рекомендации «Когнитивные расстройства у лиц пожилого и старческого возраста». Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация геронтологов и гериатров», Общественная организация «Российское общество психиатров». 2020. 317.
5Болезнь Паркинсона. Информационный бюллетень ВОЗ. 2022.
6Вознюк И.А., Заваденко Н.Н., Камчатнов П.Р., Левин О.С., Парфенов В.А., Соловьева Э.Ю., Хасанова Д.Р. Итоги круглого стола: современные подходы к медикаментозной терапии когнитивных нарушений при цереброваскулярной патологии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(8):147–152. https://doi.org/10.17116/jnevro2021121081147
7Белова А.Н., Богданов Э.И., Вознюк И.А., Жданов В.А., Камчатнов П.Р., Курушина О.В., Маслова Н.Н. Терапия умеренных когнитивных расстройств в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(5):33–39. https://doi.org/10.17116/jnevro202112105133
8Захаров В.В. Когнитивные расстройства без деменции: классификация, основные причины и лечение. Эффективная фармакотерапия 1-2016. Неврология №1(1):22-30.