Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей

Малыш не может долго сидеть на месте, часто отвлекается, резко подскакивает с места и начинает бегать, есть проблемы с обучением? Не реагирует на замечания взрослых и учителей в школе? Возможно, у него СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Разберемся, как распознать проблему, когда обращаться к врачу и как лечат это расстройство.

СДВГ — что это такое?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это расстройство, которое впервые проявляется в детском возрасте и характеризуется повышенной двигательной активностью и проблемами с концентрацией внимания. Это одна из самых распространенных неврологических проблем, которые встречаются у детей – около 5% по всему миру1 имеют такой диагноз. В России синдромом страдают около 2 млн детей. При этом мальчикам диагноз СДВГ ставят в 3 раза чаще, чем девочкам.

Первые симптомы дефицита внимания и гиперактивности у ребенка развиваются около 5–6 лет. Чаще всего проблему замечают после того, как ребенок пошел в школу. Возникает необходимость адаптироваться к новым правилам, резко возрастает нагрузка и появляются малоинтересные занятия, которые требуют сосредоточения. Родители замечают, что их ребенок не может спокойно сидеть и делать домашние задания, а учителя жалуются на плохое поведение в классе.

Типы СДВГ

СДВГ делят на 3 типа:

  • с преобладанием нарушения внимания – ребенку трудно концентрироваться на учебе, он постоянно отвлекается на любой раздражающий фактор. Подробнее в нашей статье: https://prospekta.ru/stati/sindrom-deficzita-vnimaniya-u-detej;
  • с преобладанием гиперактивности – дети склонны к постоянному движению, они ерзают на месте, постукивают по столу, могут вскакивать с места и бегать по классу во время урока, много разговаривают. Подробнее в нашей статье: https://prospekta.ru/stati/giperaktivnost-u-detej;
  • смешанный вид – присутствуют как невнимательность, так и чрезмерная двигательная активность.

Синдром гиперактивности и выраженная импульсивность по мере взросления могут сглаживаться и становиться менее заметным благодаря коррекционной терапии и формированию самоконтроля. Но проблемы с вниманием часто остаются даже во взрослом возрасте.

Причины дефицита внимания и гиперактивности

Из-за чего возникает СДВГ? Точные причины неизвестны, до сих пор ведутся исследования на эту тему. Есть данные, что на развитие расстройства могут влиять несколько факторов.

  • Генетическая предрасположенность.
    СДВГ может передаваться по наследству от родителей к ребенку, вероятность этого составляет около 25%.
  • Особенности строения и функции головного мозга ребенка.
    Существует предположение, что у детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания те зоны головного мозга, которые отвечают за самоконтроль и концентрацию внимания, работают менее активно.
  • Нарушение обмена дофамина.
    Исследования2 показали, что у детей с СДВГ в организме синтезируется меньше дофамина, чем у здоровых людей. Это биологически активное вещество еще называют гормоном удовольствия – оно отвечает за положительные эмоции, поддерживает мотивацию и способность к обучению. Из-за нарушения баланса между химическими веществами в головном мозге ребенок начинает чрезмерно реагировать на обычные раздражители и не может сосредоточиться на чем-то одном.
  • Недоношенность.
    Дети, которые родились раньше срока, чаще сталкиваются с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
  • Вредные привычки матери.
    Курение, прием алкоголя и наркотиков во время беременности повышают риск развития неврологического расстройства у ребенка.
  • Патологии беременности и родов.
    Внутриутробная гипоксия, инфекции, сложные роды и другие неблагоприятные факторы негативно влияют на головной мозг малыша и в будущем могут привести к отклонениям.
  • Неблагоприятная атмосфера в семье.
    Скандалы между родителями, физические методы наказания, чрезмерная опека и отсутствие системного воспитания в раннем возрасте являются одним из факторов риска развития расстройства.

Точная причина возникновения СДВГ до сих неизвестна, поэтому не существует методов, которые точно защитят малыша от такой проблемы. Для того чтобы предупредить неврологическое расстройство, нужно постараться ограничить действие неблагоприятных факторов.

Симптомы СДВГ у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется триадой признаков.

  • Чрезмерная подвижность: ребенок совершает хаотичные движения, часто неуклюжие, не может ни минуты спокойно сидеть на месте, ему сложно соблюдать дисциплину. Дети с гиперактивностью беспокойны, часто бегают без цели, кричат, скачут, ломают игрушки.
  • Импульсивность: любой раздражающий фактор вызывает незамедлительную реакцию. С ребенком сложно вести диалог – он нетерпелив, ему сложно дослушать собеседника до конца, поэтому он часто перебивает и начинает говорить вне очереди. Поступки часто необдуманные и даже опасные.
  • Проблемы с управлением внимания: ребенок постоянно отвлекается и не может долго заниматься чем-то одним. Характерна забывчивость, любая задача выполняется слишком медленно, с регулярным переключением на другие дела. Кроме того, при СДВГ возможна и противоположная проблема – гиперфокус. Это значит, что ребенок может настолько глубоко погружаться в какую-то деятельность, что другие дела и окружающий мир как будто перестают для него существовать. При этом такая гиперфиксация на чем-то одном возникает непроизвольно. То есть ребенок не может силой воли заставить себя вникнуть в нужную задачу, и не в состоянии самостоятельно переключиться, если «застревание» на чем-то уже произошло.

Признаки СДВГ впервые можно заметить уже в дошкольном возрасте. Ребенок позже, чем остальные дети, овладевает новыми навыками и сложными движениями. В 3–4 года родители замечают, что малыш стал неуправляемым – бесцельно бегает по комнате, предпочитает шумные игры. СДВГ у детей дошкольного возраста часто сочетается с нарушением развития речи.

Симптомы расстройства становятся заметнее с началом обучения в школе. Дети с СДВГ часто отвлекаются на уроках, не могут доделать задание до конца, перебивают учителя и мешают ему вести занятие. Ребенок учится хуже одноклассников, ему трудно овладеть навыком чтения и письма. К симптомам у подростков добавляется асоциальное поведение, склонность к вредным привычкам.

Диагностика и лечение СДВГ

Безусловно, и здоровые дети могут быть невнимательными, непослушными и очень активными. Дошкольники не способны слишком долго концентрироваться на одном занятии, а школьники и подростки из-за отсутствия интереса часто бросают задачи недоделанными. То же самое и с гиперактивностью – малыши от природы энергичны, причем некоторые дети заметно активнее своих сверстников. Так как же понять, что у ребенка СДВГ?

Если у родителей возникли подозрения, что ребенок ведет себя агрессивно, можно обратиться к врачу – неврологу или детскому психиатру. Он осмотрит ребенка, понаблюдает за его поведением и проведет специальные тесты. Чтобы определить СДВГ используют несколько методик:

  • клинические рекомендации DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, fifth edition) – включают в себя список проблем поведения, при СДВГ должно быть от 6 критериев, которые наблюдаются дольше 6 месяцев;
  • психологическое тестирование для оценки речи, внимания, стремления к учебе и поведения;
  • ЭЭГ (электроэнцефалография) – метод исследования активности головного мозга.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности комплексное, основная задача – снизить чрезмерную активность и улучшить способность управлять вниманием. Для этого применяют 2 основных метода:

  • психотерапия – специалист корректирует поведение, помогает родителям организовать режим дня и правильно общаться с ребенком;
  • медикаментозная терапия – назначают препараты, которые помогут наладить работу мозга и адаптироваться в обществе сверстников.

Один из препаратов, который применяется для лечения СДВГ – Проспекта®. Это инновационный ноотроп с выраженным нормализующим действием, который применяется для лечения детей старше 7 лет с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Лекарство воздействует на мозгоспецифический белок S100, который регулирует фундаментальные процессы в мозге.

Благодаря уникальному составу, Проспекта® оказывает физиологическое влияние на деятельность мозга, налаживая связи между различными его отделами. Нормализующий эффект проявляется в том, что у ребенка активируются сниженные функции и уменьшаются избыточные. При этом Проспекта® не обладает побочными действиями психотропных препаратов – отсутствует возбуждающий эффект и негативное влияние на сон ребенка.

Препарат хорошо переносится и сочетается с большинством других лекарственных средств, применяемых в детской практике. Лекарственное средство удобно принимать – таблетки быстро растворяются во рту и не требуют запивания водой.

 


1ADHD: Current Concepts and Treatments in Children and Adolescents
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7508636/

2 Motivation deficit in ADHD is associated with dysfunction of the dopamine reward pathway
  https://www.nature.com/articles/mp201097

Препарат Проспекта® доступен в аптеках вашего города, также вы можете оформить заказ онлайн
Где купить