Синдром дефицита внимания у детей

Синдром дефицита внимания (СДВ) — это комплекс нарушений поведения и мыслительных функций, вызванных сбоями в работе нервной системы. Эта патология развивается в детском возрасте и становится одной из причин низкой успеваемости в школе1.

Что такое дефицит внимания

СДВ — это психоневрологическое расстройство, при котором страдают когнитивные функции мозга. Говоря простыми словами, при этом состоянии затруднены восприятие и обработка поступающей извне информации. Когнитивные функции включают мышление, память, внимание, познание и обучаемость, вот почему при их дефиците нарушается способность осмысливать и запоминать. Поэтому дети с СДВ, как правило, испытывают трудности при обучении в школе.

Факторы развития СДВ связаны с нарушением функций отделов мозга, отвечающих за мышление, эмоции, внимание и запоминание. Но не стоит ставить знак равенства между синдромом дефицита внимания и олигофренией – врожденным/приобретенным слабоумием. Да, у части детей обнаруживаются неглубокие умственные расстройства в виде невнимательности, отвлекаемости. Но у большинства из них нарушение внимания обусловлено ММД – минимальной мозговой дисфункцией.

ММД возникает из-за функциональной незрелости отделов мозга, отвечающих за эмоции, поведение и сферу познания. Но при этом строение головного мозга не изменено, и нарушения носят обратимый характер — со временем их можно практически полностью устранить. Лишь у части взрослых, страдавших в детстве СДВ, могут отмечаться остаточные, слабо выраженные расстройства в виде рассеянности и забывчивости. Этим минимальная дисфункция мозга отличается от тех тяжелых заболеваний, которые сопровождаются нарушением строения мозга и тяжелыми видами неврологических и психических расстройств, имеющих необратимый характер.

Конкретные причины возникновения ММД с дефицитом внимания:

  • Наследственность. Наблюдения показывают, что у родителей многих детей с СДВ в детстве были аналогичные нарушения.
  • Осложнения во время беременности и родов. Инфекции, прием лекарств, вредные привычки будущей матери — все это часто приводит к нарушению формирования головного мозга у плода. Кислородное голодание во время осложненных родов тоже негативно сказывается на состоянии мозга.
  • Неблагоприятная окружающая психологическая обстановка. Частые семейные ссоры, злоупотребления алкоголем родителей и их недоброжелательное отношение к ребенку — все это негативно сказывается на детской психике. С другой стороны, чрезмерная опека делает ребенка неуверенным в себе, и тоже может привести к СДВ.
  • Нерациональное питание. Дефицит белков, витаминов, минералов и других питательных веществ в пищевых продуктах отрицательно сказывается на функции мозга.

Все эти факторы приводят к тому, что детям становится трудно концентрировать внимание на конкретном объекте. Они импульсивны — то есть совершают многие действия без сознательного контроля, под влиянием эмоций. Многие к этим признакам добавляют гиперактивность — чрезмерную двигательную активность, повышенную возбудимость. Поэтому в психологии и неврологии данное расстройство еще называют СДВГ, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью2.

Может ли быть синдром дефицита внимания без гиперактивности

Чаще всего неврологам приходится сталкиваться с ситуациями, когда ребенок невнимателен, рассеян, плохо ориентируется в окружающей обстановке, и при этом импульсивен и слишком подвижен. Поэтому и принято считать, что гиперактивность — обязательный признак СДВГ. Между тем, иногда отмечается синдром дефицита внимания без гиперактивности у детей. В этом случае они спокойны, уравновешены, и порой даже медлительны, но при этом испытывают проблемы с концентрацией внимания.

В других случаях у гиперактивных детей нет проблем с вниманием. Такие дети хорошо запоминают новую информацию, без труда усваивают школьный материал, несмотря на то, что возбудимы и непоседливы.

Таким образом, расстройства поведения и когнитивных функций могут протекать в следующих вариантах:

  1. СДВГ с преобладанием гиперактивности.
  2. СДВГ с преобладанием дефицита внимания, без гиперактивности.
  3. Смешанный тип, когда присутствуют и дефицит внимания, и гиперактивность.

Из этого следует, что СДВ И СДВГ – это с точки зрения диагностики одно и то же и между ними разница только в преобладании конкретной симптоматики.

Симптомы СДВ

СДВ проявляется уже в раннем детстве. Такие дети капризны и плаксивы, требуют к себе внимания. Они плохо засыпают, а затем часто просыпаются. Живой интерес к новым играм и игрушкам у них так же быстро пропадает, как и появляется. О таких часто говорят: «трудный ребенок».

У детей школьного возраста дефицит внимания с гиперактивностью проявляется со всей полнотой:

  • Ребенку трудно сконцентрироваться на чем-то определенном. Внешние раздражители в виде громких звуков, яркого света, вибрации, еще больше затрудняют концентрацию внимания.
  • Отмечается высокая эмоциональная лабильность – изменчивость. Она характеризуется бурными перепадами настроения, от радости и веселья до беспокойства, злости и плача.
  • Эмоциональные перепады сопровождаются выразительной мимикой. По лицу можно без труда «прочесть», какое сейчас настроение у ребенка.
  • Нет осмысления своих слов и действий. Такие дети сначала говорят, а затем думают. При этом их речь громкая и быстрая, нередко они пропускают отдельные слоги и целые слова.
  • Высокая двигательная активность. При сопутствующей гиперактивности дети не ходят, а бегают. Иногда они совершают многократные бесцельные действия, но при этом быстро устают.
  • Нервно-психическая астения – умственная и эмоциональная слабость. Даже при небольших нагрузках, когда ребенок пытается усвоить новую информацию, овладеть практическими навыками, он ощущает себя уставшим, разбитым, и восстановление возможно только после отдыха.
  • У многих детей нарушены восприятие и координация движений. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве. Рисование, письмо, черчение, подвижные игры, танцы или синхронные коллективные действия вызывают затруднения.

Признаки, которые не всегда, но часто сопутствуют СДВГ:

  • Нарушения ритма сна — бессонница ночью и сонливость днем.
  • Плохие привычки во время нервных стрессов — обкусывание ногтей, сосание пальцев.
  • Периодические однообразные движения — кивки головой, раскачивания на стопах вперед и назад.
  • Тики — неконтролируемые движения мышц лица, конечностей.
  • Заикание.
  • Пищеварительные расстройства из-за плохого аппетита3.

Нарушения эмоций, поведения и когнитивных функций при СДВГ приводят к низкой успеваемости в школе. Таким детям трудно налаживать контакты со сверстниками. У подростков проявления дефицита внимания могут уйти полностью, или остаточные явления будут едва заметными. Тем не менее, негативный опыт, полученный в детстве, может наложить отпечаток на дальнейшую взрослую жизнь людей с синдромом дефицита внимания. Они замкнуты и необщительны, с заниженной самооценкой. Из-за этого им трудно реализовать себя в обществе и достичь жизненных успехов.

Как лечить синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Справиться с дефицитом внимания помогают психолог и невролог. Работа психолога направлена на то, чтобы корректировать эмоции, поведение и когнитивные функции: мышление, внимание и память. Для этого проводят сеансы когнитивно-поведенческой терапии. На них ребенка обучают, как правильно воспринимать окружающую обстановку и контролировать себя.

Чаще всего психотерапевтические сеансы проводят в формате игр, в ходе которых воспроизводят определенные жизненные ситуации. Вместе с ребенком в обучении могут участвовать родители или другие дети с дефицитом внимания. Для улучшения когнитивных функций эффективна арт-терапия: занятия рисованием, лепкой, игрой на музыкальных инструментах.

В отличие от психолога, невролог — это дипломированный врач, прошедший подготовку для диагностики и лечения нервной системы. При синдроме дефицита внимания с гиперактивностью невролог назначает лекарства для улучшения функции головного мозга4.

Один из них — препарат Проспекта. В качестве действующего компонента это лекарство содержит вещество, которое регулирует активность специального мозгоспецифического белка. Этот белок в норме присутствует в головном мозге и необходим для нормальной мозговой активности, а также обладает свойством  влиять на активность нервных клеток головного мозга и защищать их от повреждения. Средство способствует снижению до нормы избыточно выраженных функций и улучшению угнетенных, связанных с дефицитом внимания, уменьшению гиперактивности, улучшению мышления, внимания и памяти.

Форма выпуска препарата – таблетки для рассасывания. При СДВГ принимают по 1 таблетке 2 раза в день между приемами пищи. Курс лечения длится 8 недель. Спустя 1–2 месяца врач может назначить повторный курс. Таблетки  Проспекта можно принимать детям, начиная с 7 лет.


1Глозман Ж.М., Шевченко И.А. Проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и подходы к его коррекции. СибСкрипт. 2013. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sindroma-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-i-podhody-k-ego-korrektsii (дата обращения: 17.12.2023)

2 Абшилава Э.Ф. Клинико-психопатологические и патопсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). URL:
  https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-psihopatologicheskie-i-patopsihologicheskie-osobennosti-detey-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-sdvg (дата обращения: 17.12.2023)

3 Фесенко Ю.А., Фесенко Е.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностика и коррекция нарушений. Практическое пособие. 2019. URL:
  https://azon.market/image/catalog/v_1/product/pdf/377/3764391.pdf?ysclid=lq9n63c8kt313303078 (дата обращения: 17.12.2023)

4 Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении. Журнал медико-биологических исследований. 2014. URL:
  https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-novoe-v-diagnostike-i-lechenii?ysclid=lq9n5ovyzx512724311 (дата обращения: 17.12.2023)

Препарат Проспекта® доступен в аптеках вашего города, также вы можете оформить заказ онлайн
Где купить