Гиперактивность у детей
Что значит гиперактивность?
Гиперактивность у ребенка — это, если говорить простыми словами, чрезмерная возбудимость, импульсивность. Настроение детей с таким состоянием быстро меняется. Они совершают поступки под влиянием сиюминутных эмоций и не задумываются о последствиях.
Многие дети и в норме подвижны и эмоциональны, благодаря своей живости они быстро усваивают знания, овладевают умениями и практическими навыками. А все потому, что в юном возрасте в головном мозге возбуждение преобладает над торможением.
От того, насколько сбалансированы эти два разнонаправленных процесса, зависит наше поведение и формируются особенности психики и характера. Если преобладают процессы торможения, то человек апатичен, безучастен к окружающему миру. Чрезмерная возбудимость проявляется эмоциональностью, высокой двигательной активностью. Именно эти качества присущи многим детям, но повышенную гиперактивность выявляют не у каждого ребенка.
Суть в том, что при этом состоянии возбудимость слишком выражена. Процессы возбуждения и торможения в головном мозге требуют затрат энергии. При тормозных процессах она расходуется в большем количестве. Следовательно, возбудимость — более экономное состояние. Поэтому гиперактивность следует расценивать как признак энергетического дефицита в головном мозге. Нехватка энергии негативно сказывается на восприятии информации, поступающей в головной мозг от органов чувств1.
Из-за этого ухудшаются познавательные способности. Внимание у детей с гиперактивностью рассеяно. Поэтому все проявления объединены в комплекс симптомов или синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ (код F90 по МКБ-10). Впрочем, гиперактивность может быть диагностирована отдельно, без включения в СДВГ.
Причины гиперактивности у детей
Чем вызвана гиперактивность у детей? Зачастую она может являться признаком неврологических расстройств. Иногда причины связаны с грубыми органическими, необратимыми, приобретенными или врожденными изменениями структуры мозга. Но чаще всего гиперактивность носит обратимый характер и обусловлена временной незрелостью структур головного мозга у ребенка2. Основные причины синдрома гиперактивности у детей:
- Наследственность. Гиперактивность хотя бы у одного родителя с большой вероятностью передастся ребенку.
- Осложненное течение беременности и родов. При этом головной мозг плода/ребенка испытывает дефицит кислорода и энергетический баланс в нем нарушается.
- Инфекционные заболевания. Нарушение мозговых функций с гиперактивностью нередко возникает у детей с ослабленным иммунитетом, часто болеющих простудными заболеваниями.
- Неинфекционные заболевания. Развитие хронических заболеваний внутренних органов и расстройство обмена веществ нарушает энергетический баланс всего организма. При этом страдает головной мозг.
- Стрессовые ситуации. Постоянные ссоры между родителями, конфликты со школьными учителями, травля (буллинг) сверстниками — все это сопровождается отрицательными эмоциями и вызывает повышенную нагрузку на нервную систему.
- Также нередки ситуации, когда специалистам не удается выяснить причину гиперактивности.

Признаки гиперактивности у ребенка
Обычно гиперактивность формируется в детстве. Но у малышей это состояние можно распознать только на пятый год жизни. В раннем возрасте психика еще только формируется, и дети плохо контролируют свои эмоции и поведение.
Как определить гиперактивность у ребенка? В этом помогут следующие признаки:
- Чрезмерная двигательная активность. Ребенок подолгу не сидит на одном месте, часто вскакивает и куда-то бежит. Движения совершаются без конкретной цели. Бесцельны и прочие поступки: выкрики, болтание ногами, хаотичные движения пальцами.
- Нестабильность эмоций. Внешне спокойный ребенок вдруг становится агрессивным, беспокойным. Он чего-то боится, причем страхи в основном надуманные.
- Внутреннее напряжение. Это состояние проявляется однообразными движениями: киванием, наклонами туловища, кусанием ногтей (онихофагия) или сосанием пальцев.
- Быстрая утомляемость. Двигательное возбуждение быстро сменяется ощущением усталости. Оно появляется и после умственных нагрузок, когда школьник усваивает новый материал.
- Ухудшение памяти. Ребенок плохо запоминает новую информацию. Он часто забывает дома или в школе личные вещи.
- Расстройство восприятия. Дети с расстройством нервной системы с трудом воспроизводят информацию, поступающую к ним через органы зрения и слуха. Из-за этого они плохо рисуют, с трудом читают и пишут.
- Невнимательность. Дети рассеянны. Им трудно сконцентрироваться на чем-то конкретном, а затем быстро переключить внимание на другой объект. Они легко отвлекаются под действием посторонних раздражителей.
- Речевые расстройства. Характеризуются быстрым темпом речи, «проглатыванием» слогов и слов. Из-за этого непонятен смысл сказанного. Нередко возникает заикание.
- Неврологические симптомы. Обращает на себя внимание дрожание пальцев, непроизвольные движения век, мышц лица и конечностей.
- Ухудшение сна. Ночная бессонница проявляется трудным засыпанием и частыми ночными пробуждениями. В итоге утром ребенок чувствует себя разбитым, не отдохнувшим, а днем его беспокоит сонливость.
Гиперактивность — одна из причин плохой школьной успеваемости, частых конфликтов со сверстниками и взрослыми. В некоторых случаях с возрастом ее проявления удается снизить, но не всегда можно на это надеяться. У большинства гиперактивность сохраняется и после взросления3. Таким людям трудно организовать собственную деятельность и налаживать контакты с окружающими. Отсюда и сложности в достижении жизненных целей.
Лечение гиперактивности у детей
Проходит ли гиперактивность у детей? В большинстве случаев да, особенно если производится своевременная коррекция, комплексное эффективное лечение.
При первых же признаках гиперактивности требуется обратиться к специалистам. Они, для начала должны выяснить, действительно ли у ребенка есть это заболевание. Когда поставлен диагноз, приступают к терапии. Как лечить гиперактивность у ребенка, специалист определяет в индивидуальном порядке, в зависимости от степени выраженности проблемы, ее причины, наличия сопутствующих заболеваний и т. д.
В числе нефармакологических средств используется модификация поведения с помощью психотерапии, метод биологической обратной связи, витаминотерапия и нейродиетология4.
При гиперактивности в форме СДВГ применяют медикаментозное лечение, в зависимости от необходимости могут быть показаны психостимуляторы, антидепрессанты, модуляторы, центральные 2-стимуляторы, анксиолитики, ноотропные средства. Специалист может рекомендовать, например, прием препарата Проспекта® в таблетках для рассасывания. Это ноотропное лекарство, которое борется с гиперактивностью и повышает внимание у детей с СДВГ от 7 лет за счет улучшения интегративной активности головного мозга (восстанавливает согласованную работу отделов мозга).
3Зыков В. П., Комарова И. Б. Диагностика, патогенез и лечение синдрома дефицита внимания. 2023.
4Студеникин В. М. Гиперактивность у детей: мифы и реальность. Русский медицинский журнал; 2017.
