Гиперактивность у детей

Для детей свойственна высокая подвижность и возбудимость нервной системы, но в некоторых случаях они могут служить признаком отклонения от нормы, патологической гиперактивности. Это состояние связано с нарушениями функции головного мозга. Как понять, что у ребенка гиперактивность, связанная с патологией, расскажем в этой статье.
Гиперактивность у детей

Что значит гиперактивность?

Гиперактивность у ребенка — это, если говорить простыми словами, чрезмерная возбудимость, импульсивность. Настроение детей с таким состоянием быстро меняется. Они совершают поступки под влиянием сиюминутных эмоций и не задумываются о последствиях.

Многие дети и в норме подвижны и эмоциональны, благодаря своей живости они быстро усваивают знания, овладевают умениями и практическими навыками. А все потому, что в юном возрасте в головном мозге возбуждение преобладает над торможением.

От того, насколько сбалансированы эти два разнонаправленных процесса, зависит наше поведение и формируются особенности психики и характера. Если преобладают процессы торможения, то человек апатичен, безучастен к окружающему миру. Чрезмерная возбудимость проявляется эмоциональностью, высокой двигательной активностью. Именно эти качества присущи многим детям, но повышенную гиперактивность выявляют не у каждого ребенка.

Суть в том, что при этом состоянии возбудимость слишком выражена. Процессы возбуждения и торможения в головном мозге требуют затрат энергии. При тормозных процессах она расходуется в большем количестве. Следовательно, возбудимость — более экономное состояние. Поэтому гиперактивность следует расценивать как признак энергетического дефицита в головном мозге. Нехватка энергии негативно сказывается на восприятии информации, поступающей в головной мозг от органов чувств1.

Из-за этого ухудшаются познавательные способности. Внимание у детей с гиперактивностью рассеяно. Поэтому все проявления объединены в комплекс симптомов или синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ (код F90 по МКБ-10). Впрочем, гиперактивность может быть диагностирована отдельно, без включения в СДВГ.

Причины гиперактивности у детей

Чем вызвана гиперактивность у детей? Зачастую она может являться признаком неврологических расстройств. Иногда причины связаны с грубыми органическими, необратимыми, приобретенными или врожденными изменениями структуры мозга. Но чаще всего гиперактивность носит обратимый характер и обусловлена временной незрелостью структур головного мозга у ребенка2. Основные причины синдрома гиперактивности у детей:

  • Наследственность. Гиперактивность хотя бы у одного родителя с большой вероятностью передастся ребенку.
  • Осложненное течение беременности и родов. При этом головной мозг плода/ребенка испытывает дефицит кислорода и энергетический баланс в нем нарушается.
  • Инфекционные заболевания. Нарушение мозговых функций с гиперактивностью нередко возникает у детей с ослабленным иммунитетом, часто болеющих простудными заболеваниями.
  • Неинфекционные заболевания. Развитие хронических заболеваний внутренних органов и расстройство обмена веществ нарушает энергетический баланс всего организма. При этом страдает головной мозг.
  • Стрессовые ситуации. Постоянные ссоры между родителями, конфликты со школьными учителями, травля (буллинг) сверстниками — все это сопровождается отрицательными эмоциями и вызывает повышенную нагрузку на нервную систему.
  • Также нередки ситуации, когда специалистам не удается выяснить причину гиперактивности.

Признаки гиперактивности у ребенка

Обычно гиперактивность формируется в детстве. Но у малышей это состояние можно распознать только на пятый год жизни. В раннем возрасте психика еще только формируется, и дети плохо контролируют свои эмоции и поведение. 

Как определить гиперактивность у ребенка? В этом помогут следующие признаки:

  • Чрезмерная двигательная активность. Ребенок подолгу не сидит на одном месте, часто вскакивает и куда-то бежит. Движения совершаются без конкретной цели. Бесцельны и прочие поступки: выкрики, болтание ногами, хаотичные движения пальцами.
  • Нестабильность эмоций. Внешне спокойный ребенок вдруг становится агрессивным, беспокойным. Он чего-то боится, причем страхи в основном надуманные.
  • Внутреннее напряжение. Это состояние проявляется однообразными движениями: киванием, наклонами туловища, кусанием ногтей (онихофагия) или сосанием пальцев.
  • Быстрая утомляемость. Двигательное возбуждение быстро сменяется ощущением усталости. Оно появляется и после умственных нагрузок, когда школьник усваивает новый материал.
  • Ухудшение памяти. Ребенок плохо запоминает новую информацию. Он часто забывает дома или в школе личные вещи.
  • Расстройство восприятия. Дети с расстройством нервной системы с трудом воспроизводят информацию, поступающую к ним через органы зрения и слуха. Из-за этого они плохо рисуют, с трудом читают и пишут.
  • Невнимательность. Дети рассеянны. Им трудно сконцентрироваться на чем-то конкретном, а затем быстро переключить внимание на другой объект. Они легко отвлекаются под действием посторонних раздражителей.
  • Речевые расстройства. Характеризуются быстрым темпом речи, «проглатыванием» слогов и слов. Из-за этого непонятен смысл сказанного. Нередко возникает заикание.
  • Неврологические симптомы. Обращает на себя внимание дрожание пальцев, непроизвольные движения век, мышц лица и конечностей.
  • Ухудшение сна. Ночная бессонница проявляется трудным засыпанием и частыми ночными пробуждениями. В итоге утром ребенок чувствует себя разбитым, не отдохнувшим, а днем его беспокоит сонливость.

Гиперактивность — одна из причин плохой школьной успеваемости, частых конфликтов со сверстниками и взрослыми. В некоторых случаях с возрастом ее проявления удается снизить, но не всегда можно на это надеяться. У большинства гиперактивность сохраняется и после взросления3. Таким людям трудно организовать собственную деятельность и налаживать контакты с окружающими. Отсюда и сложности в достижении жизненных целей.

Лечение гиперактивности у детей

Проходит ли гиперактивность у детей? В большинстве случаев да, особенно если производится своевременная коррекция, комплексное эффективное лечение.

При первых же признаках гиперактивности требуется обратиться к специалистам. Они, для начала должны выяснить, действительно ли у ребенка есть это заболевание. Когда поставлен диагноз, приступают к терапии. Как лечить гиперактивность у ребенка, специалист определяет в индивидуальном порядке, в зависимости от степени выраженности проблемы, ее причины, наличия сопутствующих заболеваний и т. д.

В числе нефармакологических средств используется модификация поведения с помощью психотерапии, метод биологической обратной связи, витаминотерапия и нейродиетология4.

При гиперактивности в форме СДВГ применяют медикаментозное лечение, в зависимости от необходимости могут быть показаны психостимуляторы, антидепрессанты, модуляторы, центральные 2-стимуляторы, анксиолитики, ноотропные средства. Специалист может рекомендовать, например, прием препарата Проспекта® в таблетках для рассасывания. Это ноотропное лекарство, которое борется с гиперактивностью и повышает внимание у детей с СДВГ от 7 лет за счет улучшения интегративной активности головного мозга (восстанавливает согласованную работу отделов мозга).

Препарат Проспекта® доступен в аптеках вашего города, также вы можете оформить заказ онлайн
Где купить


1Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков. 2020.

2Шевченко И. А. Медико-психологические характеристики нарушений и восстановления психической деятельности у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. 2018.

3Зыков В. П., Комарова И. Б. Диагностика, патогенез и лечение синдрома дефицита внимания. 2023.

4Студеникин В. М. Гиперактивность у детей: мифы и реальность. Русский медицинский журнал; 2017.

Читайте также