Воспитание детей с СДВГ: советы родителям
Как СДВГ влияет на поведение ребенка
Какие особенности характеризуют детей с СДВГ? Синдром способен проявляться по-разному, в том числе с учетом индивидуальных черт личности.
Основные варианты:
- Только дефицит внимания, без гиперактивности: у ребенка возникают проблемы с фиксацией на одном деле, он постоянно отвлекается, не понимает, что следует делать в первую очередь, а что можно отложить на потом;
- Только гиперактивность, без дефицита внимания. Гиперактивный ребенок не знает, как справиться с излишком энергии, постоянно торопится;
- Дефицит внимания, совмещенный с гиперактивностью — совмещает оба состояния.
В сложных случаях к невнимательности и высокому уровню подвижности добавляются головная боль, тики, заикание, нарушение сна. Кроме того, СДВГ может сочетаться с другими психологическими проблемами, из-за которых ребенок не может читать, считать или писать.
В итоге, вышеуказанное приводит к тому, что в школе ученику с данным синдромом очень сложно освоить образовательную программу, он переходит в разряд неуспевающих.
Еще одна причина проблем с обучением: развитие ребенка с СДВГ идет медленней обычного, психически и социально подобные дети созревают гораздо позже, чем их нейротипичные одноклассники2. Собственно, зачастую выраженность синдрома и снижается в старшем подростковом возрасте лишь потому, что к этой поре мозг «созревает» и ребенок вырабатывает умение держать себя в руках, контролировать внимание и усидчивость.
До 40% случаев СДВГ сочетаются с другими психическими проблемами3: обсессивно-компульсивными расстройствами, энурезом, расстройствами пищевого поведения, паническими атаками, шизофренией.
Сам синдром обычно проявляется до семилетнего возраста, а его симптомы: быстрая речь, неусидчивость, неумение сосредоточиться на деталях, невозможность выслушать долгую речь собеседника без отвлечения на другие дела — наблюдаются и в семейном кругу, и в школе, и во время общения со сверстниками.
Из-за проблем с учебой, на фоне постоянного стресса в связи с этим, часто СДВГ у подростков дополняется проявлением конфликтности, ученик склонен к девиантному поведению, выбору асоциальных друзей. Может возникнуть интерес к табакокурению, алкоголю и наркомании. Поэтому, в первую очередь, следует привлекать семью ребенка, которая при взаимодействии со специалистами сможет выправить ситуацию.
Особенности воспитания гиперактивного ребенка
Нельзя сказать, что СДВГ снижает интеллект — в первую очередь под вопросом оказывается способность к обучению и научению/усвоению информации. В итоге страдает только академическая успеваемость, но сам интеллект, по мнению большинства экспертов, не снижается4.
Родителям следует хорошо знать, как воспитывать ребенка с СДВГ. Требуется проявить такт и понимание, знать все особенности синдрома, принципы его лечения, как адаптировать ученика с таким состоянием к школе, что сделать, чтобы в итоге диагноз был снят.
Многие могут посчитать, что ребенок не слушает родителей, проявляет невнимательность и забывчивость из-за недостатков характера, не понимая, что причины подобных качеств заложены в определенных нарушениях обмена медиаторов — передатчиков нервного импульса между клетками головного мозга, в ряде структурных изменений нервной ткани. Поэтому нет смысла наказывать за какие-то просчеты ребенка. Наоборот, следует сосредоточиться на его поддержке.
Сам по себе СДВГ — не психическое заболевание, а нарушение поведения, поэтому им занимаются разные специалисты: неврологи, психиатры, педиатры. Существенную роль играют родители и вся семья в целом. Поэтому особенно ценны советы специалистов родителям гиперактивного ребенка, рекомендации по воспитанию с учетом особенностей детей с СДВГ.
Основные из них:
- Потребуется создать доброжелательную атмосферу и прогнозируемую среду;
- Обеспечить ребенку регулярные физические нагрузки (но не допуская переутомления);
- Позитивно подкреплять его успехи, упрощать задачи, если они окажутся сложными, часто общаться и терпеливо разъяснять непонятные моменты;
- Настроить режим дня, нормализовать сон и сбалансировать питание.
Эти рекомендации родителям детей с СДВГ не требуют серьезных усилий, но способны дать хороший эффект, особенно в сочетании с медикаментозным лечением и психотерапией.
Лечение СДВГ у ребенка
Иногда родители считают, что СДВГ в принципе можно не лечить, он сам пройдет по мере взросления ребенка. Но хотя это нарушение трудно сравнивать по опасности для здоровья и жизни с серьезными болезнями, все же стоит иметь в виду, что оно сочетается с другими расстройствами — эмоциональными, коммуникативными, тикозными, ведет к деструктивному поведению, часто развивается вместе с эпилепсией. Все вышеперечисленные болезни и патологические состояния требуют терапии.
СДВГ сопровождается также депрессией и сочетается с разными фобиями, страхами. Поэтому следует убрать из окружения ребенка факторы, способствующие их развитию. Не следует смотреть видео с деструктивной тематикой: фильмы ужасов, слешеры, триллеры, криминальное и военное кино. То же самое касается компьютерных игр. Перенимая стиль поведения героев деструктивных произведений, ребенок часто сам ведет себя агрессивно. Однако добрые и познавательные телепрограммы или игры будут вполне полезны.
Рекомендуется ограничить потребление кофе, крепкого чая и шоколада. От газированных напитков лучше вовсе отказаться. Возбуждающие продукты в целом оказывают усиливающий СДВГ эффект, поэтому их не надо употреблять.
Медикаментозная терапия проводится по согласованию со всеми специалистами. В соответствии с показаниями могут быть назначены психостимуляторы, селективные блокаторы захвата норадреналина, антидепрессанты, альфа-2-адренергические антагонисты. Также специалисты могут порекомендовать анксиолитики и ноотропные препараты. В частности — средство Проспекта.
Это лекарство предназначено для детей с семи лет. Оно показано для лечения СДВГ, помогает при сопровождающих СДВГ тревожных состояниях и когнитивных нарушениях (проблемах с концентрацией внимания и слабой памятью).
Действие ноотропного препарата Проспекта направлено на функциональную активность белка S100B, который отвечает за регуляцию основных процессов в головном мозге. Воздействие на него улучшает защиту нервной системы от стрессов, снижает уровень тревожности, улучшает нейронные связи. Клинически доказано, что с помощью этого лекарства удается снизить более чем на 31% симптомы СДВГ.
Препарат Проспекта принимают курсом, по одной таблетке два раза в день в течение восьми недель.
2Пизова Н. В. Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности? Медицинский Совет. 2013.
4Студеникин В. М. Гиперактивность у детей: мифы и реальность. 2017. Русский медицинский журнал.