Ребенок стал конфликтным и не слушается

Термин «конфликт» в дословном переводе с латыни означает столкновение. Речь идет о столкновении интересов, жизненных целей и устремлений между двумя сторонами, занимающих противоположные жизненные позиции. В данном случае одна сторона — это ребенок. В роли противоположной стороны могут выступать сверстники, родители, школьные учителя, и просто случайные люди. Частые конфликты ребенка с окружающими могут указывать на расстройства его нервной системы. В таких случаях необходима помощь специалистов.

Возможные причины конфликтного поведения ребенка

Дети часто ссорятся между собой и не находят общий язык со взрослыми. Помимо ссор, конфликтность нередко проявляется агрессией, когда ребенок дерется с другими детьми. Почему дети часто конфликтуют? Это может быть связано с особенностями детской психики.

  1. Подвижность психики. Наше поведение контролируется центральной нервной системой, включающей в себя головной мозг. В мозговой ткани, т.е. непосредственно в мозге, находятся центры, регулирующие процессы возбуждения и торможения. Считается, что в детском мозге возбуждение преобладает над торможением1. Поэтому большинство детей слишком подвижны, непоседливы, а их психика нестабильна. Нестабильность психических процессов может проявляться как частой сменой настроения, так и агрессией по отношению к окружающим.
  2. Незрелость мышления. Маленькие дети еще не усвоили нормы поведения, и с трудом различают, что хорошо, а что плохо – это предрасполагает к конфликтам. Подросток с верными и стабильными моральными установками никогда не поднимет руку на родителей, даже если в чем-то не согласен с ними. А трехлетний малыш может истерить и даже бить маму только потому, что она не разрешает взять в руки какую-нибудь интересную штуковину.

Столкновения интересов – нормальная часть жизни, свойственная всем возрастам. Маленькие дети конфликтуют между собой за обладание игрушками, в школьные годы вспыхивают ссоры между друзьями и одноклассниками при отстаивании жизненных позиций, попытках доминирования. Юноши и девушки часто конфликтуют с учителями на занятиях и дома с родителями из-за ощущения несправедливости, разных жизненных взглядов. Однако, некоторые факторы способствуют повышенной конфликтности ребенка:

  • Наследственность. Многие черты характера, в том числе неуживчивость, склонность к ссорам одного или обоих родителей, передаются детям.
  • Скандалы в семье. Крики, ругань, оскорбления, рукоприкладство – непосильные ноши для детской психики, которые делают ее еще более нестабильной. Кроме того, они формируют особенные установки мышления, которые приводят к тому, что ребенок не слушается родителей.
  • Плохое окружение. Ребенок может стать агрессивным из-за недоброжелательного отношения сверстников.
  • Гиперопека. Если пытаться оградить ребенка от любых неурядиц и потворствовать всем его капризам, он поверит в собственную исключительность и будет часто ссориться с другими.
  • Эмоциональные потрясения. Жизненные лишения, потеря близких людей, другие ситуации, сопровождающиеся страхом и депрессией, зачастую приводят к тому, что ребенок не может найти общий язык с окружающими.

Поскольку состояние психики напрямую связаны с работой нервной системы, конфликтность ребенка может быть обусловлена нарушением функции или дисфункцией головного мозга.

Конфликтность у ребенка как признак СДВГ

Поведенческие нарушения в детском и подростковом возрасте у многих ассоциируются со значительным отставанием в умственном и психическом развитии. К счастью, такие случаи встречаются редко. Психологам, педагогам и специалистам чаще приходится сталкиваться с ММД, минимальными мозговыми дисфункциями2. При них структура мозга не изменена, т.е. отсутствуют органические повреждения мозга, поэтому ребенок мало чем отличается от сверстников. Характерное проявление ММД, которое заметно окружающим — синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ. Есть и другие разновидности этого синдрома – например, связанные с нарушениями внимания без выраженной гиперактивности.

Многие люди, впервые столкнувшись с термином СДВ (синдром дефицита внимания), считают, что он связан с недостатком внимания, которое ребенок получает от родителей и других значимых людей. Это не так – под «дефицитом внимания» подразумевается, что у ребенка нарушена концентрация, ему сложно сосредоточиться на конкретном занятии.

СДВГ включает в себя ряд признаков:

  • Гиперактивность. Она выражается двигательным беспокойством, когда гиперактивный ребенок не может подолгу усидеть на одном месте.
  • Агрессия в отношении ровесников. Ребенок конфликтует со сверстниками — ссорится и дерется с ними. Эти проявления относятся к импульсивности.
  • Отношения со старшими тоже оставляют желать лучшего. Ребенок часто ссорится с родителями и дерзит учителям, срывает уроки.
  • Озлобленность. Вспышки гнева дома и в школе могут возникать даже по ничтожным поводам.
  • Негативизм. Ребенок не слушается взрослых, постоянно вступает в споры с родителями и учителями, делает все назло.
  • Эмоциональная нестабильность. Проявляется бурными перепадами настроения и возбудимостью. Такой ребенок долго не ложится спать. Маленькие дети нередко кричат, плачут.
  • Рассеянность. Ребенку трудно сконцентрировать внимание на чем-то конкретном. Поэтому он не слушает учителя на уроках и плохо усваивает школьный материал.
  • Быстрая утомляемость. Ребенок плохо переносит физические и умственные нагрузки, посильные его сверстникам. Поэтому он быстро устает.

К СДВГ предрасполагают психоэмоциональные стрессы, частые простудные заболевания. Нередко причины связаны с осложнениями во время беременности и родов, сопровождавшиеся недостаточным поступлением кислорода в организм плода. Дефицит кислорода приводит к мозговой дисфункции.

Для диагностики расстройства мозговых функций по рекомендации специалиста проводят ЭЭГ, электроэнцефалографию - аппаратная регистрация электрической активности головного мозга. Чтобы исключить тяжелые неврологические заболевания выполняют компьютерную и магнитно-резонансную томографию головного мозга. При СДВГ структура мозговой ткани не изменена.

Что делать, если ребенок не слушается

Иногда по мере взросления склонность к конфликтам, агрессия и другие проявления синдрома дефицита внимания становятся не столь выраженными, как в детстве. Но надеяться на благоприятный исход не стоит — конфликтность, импульсивность, агрессивность ребенка с СДВГ могут сохраниться и «перейти» во взрослый возраст.

Ругаться и наказывать детей с нарушениями мозговой деятельности смысла нет – они ведут себя так, потому что по-другому не могут. То же самое касается и малышей с незрелой психикой. И тем и другим лучше организовать условия, в которых им будет наиболее комфортно развиваться: выработать четкий свод правил или договор, который будет постоянно висеть перед глазами, разработать дневник поощрений, упрощать системы хранения вещей, подключать к бытовым и учебным процессам таймеры и планеры, учить самоконтролю и социально приемлемому выражению эмоций через игры.

В особенно сложных ситуациях лучше попросить рекомендаций у детского психолога. Для коррекции мышления, поведения, эмоций специалисты используют методы когнитивно-поведенческой терапии, в которую входят беседы, развивающие игры, чтение, рисование3.

Для того, чтобы улучшить функции головного мозга, нужно обратиться за консультацией к специалисту. Он назначает фармацевтические средства для коррекции мозговой деятельности. Одно из них — препарат Проспекта.

Его выпускают в таблетках для рассасывания. В качестве активного компонента они содержат вещества, регулирующие баланс между возбуждением и торможением в головном мозге. Препарат Проспекта способствует улучшению внимания, помогает бороться с гиперактивностью и импульсивностью. Его можно принимать детям с 7 лет.


1 Аникина Т.А., Крылова А.В. Физиологические основы высшей нервной деятельности детей и подростков. Учебно-методическое пособие. Казань. 2014. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F375924834/Fiziologiya.VND.Anikina.Krylova.pdf (дата обращения: 11.04.2024).

2 Набойченко Е.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности в общей систематике психического развития у детей. Педагогическое образование в России. 2016:10;92-96. DOI: 10.26170/po16-10-15.

3 Абшилава Э.Ф. Комплексная многоуровневая коррекционная помощь детям младшего школьного возраста с дефицитом внимания и гиперактивности. Педагогическое образование в России. 2017:7:96-102. DOI: 10.26170/po17-07-12.

 

 

Препарат Проспекта® доступен в аптеках вашего города, также вы можете оформить заказ онлайн
Где купить