Рассеянное внимание ребенка

Рассеянность зачастую выявляется еще в раннем детстве. В школьные годы отсутствие концентрации мешает усваивать материал и хорошо учиться. В дальнейшем рассеянному человеку трудно реализовать себя и достичь жизненных целей. Существует ряд способов коррекции дефицита внимания, в том числе и с помощью фармацевтических препаратов.

Ребенок стал невнимательным: возможные причины

Рассеянность — это неспособность концентрировать внимание на определенном виде деятельности. Рассеянный ребенок плохо сосредотачивается на конкретном предмете окружающей обстановки, ему трудно воспринимать то, что говорят окружающие и действовать целенаправленно. При этом он несобранный, забывчивый.

Невнимательность для детей первых лет жизни — это норма. Они рассредоточены, легко отвлекаются, и плохо концентрируют внимание – поэтому, например, малыши не играют подолгу с одной и той же игрушкой. По мере взросления у детей совершенствуется восприятие окружающей обстановки и улучшается внимание.

Нередко от родителей можно услышать, что их ребенок стал рассеянным после того, как пошел в школу. На уроке он не слушает, что говорит учитель, считает ворон, или постоянно разговаривает с соседом по парте. Замечания учителей и низкая успеваемость тревожат пап и мам. А ведь перед школой ребенок был внимательным и послушным.

Начало школьного обучения для многих детей — это стресс: приходится многое запоминать, улучшать навыки письма, чтения и счета, запоминать и выполнять новые требования. Умственное напряжение приводит к переутомлению. Из-за этого теряется внимательность.

Ухудшение внимания могут усиливать и другие причины, например, семейные ссоры между родителями на глазах у детей. То же самое происходит, если ребенок не может наладить отношения со сверстниками. К рассеянности предрасполагают и некоторые индивидуальные черты характера – задумчивость, мечтательность. Подвижному и неусидчивому ребенку тоже трудно сосредоточиться на чем-либо конкретном. Особенности личности часто передаются по наследству. Поэтому велика вероятность, что у рассеянных родителей будет такой же невнимательный ребенок.

Наконец, нарушение концентрации может быть вызвано дисбалансом между процессами торможения и возбуждения в головном мозге ребенка. Самый частый пример – синдром рассеянного внимания у детей или синдром дефицита внимания.

Слабая концентрация внимания у ребенка как признак СДВГ

Расстройства функций головного мозга у детей могут возникать:

  • после перенесенных заболеваний, нервных стрессов.
  • из-за нерационального питания с низким содержанием в пище веществ, необходимых для работы мозга.
  • в результате осложненной беременности и родов.

Для нормального формирования нервной системы плоду необходим кислород. Беременность или роды, протекавшие с нарушениями, могут вызывать кислородный дефицит, и повреждать участки коры головного мозга, ответственные за поведение, мышление, внимание, речь1. Зачастую такие неврологические нарушения не приводят к тяжелым расстройствам – поэтому их называют минимальными мозговыми дисфункциями (ММД).

По основным показателям умственного и физического развития ребенок с ММД практически не отстает от своих сверстников. Поэтому он посещает обычный детсад, а затем идет в общеобразовательную школу.

Однако в поведении таких детей можно заметить проявления СДВ – синдрома дефицита внимания. Особенно, если он протекает с гиперактивностью (в этом случае к аббревиатуре добавляют букву “Г”).

СДВГ на фоне минимальных мозговых дисфункций включает в себя такие симптомы, как:

  • Невнимательность. Ребенок не может сосредоточиться на чем-то конкретном, например, на уроках. Во время школьных занятий он витает в облаках и не воспринимает речь учителя.
  • Высокая двигательная активность или гиперактивность. Гиперактивные дети не могут долго сидеть на одном месте.
  • Возбудимость. Проявляется бурными реакциями на боль, громкие звуки, свет, и другие внешние и внутренние раздражители.
  • Эмоциональная лабильность. Проявляется бурными перепадами настроения, когда безудержное веселье сменяется раздражительностью, а на смену смеху приходят слезы.
  • Импульсивность – склонность к нелогичным и необдуманным действиям.
  • Высокая утомляемость. Во время выполнения определенной работы, например, домашнего задания, ребенок быстро устает. Из-за этого он часто отвлекается, и так и не доводит начатое до конца.
  • Трудности в воспроизведении поступающей извне информации. Многие дети с нарушением концентрации внимания плохо рисуют, пишут, читают.
  • Речевые расстройства – проявляются затруднением произношения отдельных звуков и букв, ускоренной или замедлением темпа речи, заиканием.
  • Неврологические признаки. В данном случае они незначительны, и зачастую проявляются едва заметными непроизвольными подергиваниями мышц рук, лица, нарушением координации движений.

Эти симптомы не обязательно проявляются одновременно. Но, чем больше проявлений, тем выше вероятность СДВГ. Диагностику этой патологии проводит детский невролог. Осложнения при беременности и родах, установленные в ходе беседы с мамой ребенка, косвенно могут свидетельствовать в пользу СДВГ. Для того, чтобы выявить расстройства внимания и поведения существуют тесты в виде анкет2. Их заполняют родители или учителя. Нарушения функций мозга регистрируют в ходе ЭЭГ, электроэнцефалографии - аппаратной регистрации электрической мозговой активности.

Ребенок очень невнимательный и рассеянный: что делать

В отношении детей с СДВГ родители нередко допускают две диаметрально противоположные ошибки. Одни полагают, что причина плохого поведения и рассеянного внимания — обычное баловство и лень. Стремясь призвать к порядку, родители ругают и наказывают ребенка. Но тревога и страх наказания лишь усугубляют имеющиеся нарушения.

Другие родители в надежде на то, что ребенок «перерастет» и все решится само собой, не предпринимают никаких мер, пуская все на самотек. Но проявления СДВГ никуда не исчезают, и сохраняются даже после взросления. Вот только избавиться от них взрослому уже тяжелее, чем в детстве.

В большинстве случаев СДВГ — состояние, которое поддается лечению. Но, чтобы улучшить внимание, нужно вовремя принять меры.

Для того, чтобы помочь ребенку нужно обратиться к педиатру или детскому неврологу – специалисты порекомендует родителям конкретные упражнения на концентрацию внимания у детей. На занятиях специалисты используют методики арт-терапии или психотерапии искусством — рисование, прослушивание музыки, развивающие игры и танцы3.

Во многих случаях, чтобы повысить концентрацию внимания у ребенка, специалисты назначают препараты для улучшения мозговой деятельности.

Одно из таких лекарств — препарат Проспекта. Активное вещество этого препарата облегчает передачу нервных импульсов между клетками головного мозга, ответственных за память, внимание, эмоции, мышление, речь, поведение. Это способствует снижению повышенной возбудимости и рассеянности, улучшает внимание и снижает симптомы гиперактивности. Препарат выпускается в таблетках для рассасывания и рекомендуется для детей с 7 лет. Средство не вызывает сонливость, и не требует запивания водой – поэтому его легко принимать во время занятий в школе или на секциях.


1 Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А. Проблемы развития и обучения детей с психоэмоциональными нарушениями на примере СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Сборник трудов конференции. 2018. С. 164-168. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37235014_41243417.pdf (дата обращения:11.04.2024)

2 Цыганкова Н.И. Пакет диагностических материалов по выявлению обучающихся «группы риска» СДВГ в ОУ с учетом медицинского компонента. Санкт-Петербург. 2018. URL: https://cpmss.vyb.gov.spb.ru/doc/Paket_diagnostiki_vyyavlenie_SDVG.pdf (дата обращения: 11.04.2024)

3 Лебедева Е.Н. Формирование произвольности у гиперактивных дошкольников с использованием средств арттерапии. Сборники конференций НИЦ Социосфера. №33. 2016. С.24-30. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26540222_85902840.pdf (дата обращения:11.04.2024)

Препарат Проспекта® доступен в аптеках вашего города, также вы можете оформить заказ онлайн
Где купить