Физиотерапия при СДВГ у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — расстройство, которое влияет на поведение и развитие детей. Лечение включает психотерапию и медицинскую поддержку. В этой статье мы узнаем, как эти методы может дополнить физиотерапия.

Типы физиотерапевтических процедур

СДВГ в соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10) относится к расстройствам нейропсихического развития. Это предполагает наличие у детей с таким диагнозом несформированности различных психических функций 1.

Маленькие пациенты с СДВГ могут сталкиваться с трудностями в обучении, проявлять импульсивность и агрессивное поведение. Сложности в общении со сверстниками приводят к изоляции и низкой самооценке. Также часто наблюдаются проблемы с памятью и концентрацией.

Есть несколько методик физиотерапии, которые могут существенно помочь детям с диагнозом СДВГ: нормализовать двигательную активность,повысить концентрацию и внимание. Комплексная коррекция психоэмоциональных проблем помогает справиться с симптомами СДВГ. Также она позволяет стимулировать мозговую активность и улучшить качество жизни ребенка.

Лазеротерапия. Метод способствует расслаблению мышц, повышению кровообращения в различных мышечных группах и улучшению памяти, что особенно важно для детей с СДВГ.

Лекарственный электрофорез. Этот метод сочетает электрический ток и введение лекарств через кожу, что существенно улучшает внимание и сосредоточенность.

Магнитотерапия. Воздействие магнитных полей помогает расслабить ребенка и улучшить его психоэмоциональное состояние, что особенно полезно при агрессии и трудностях с вниманием.

Механотерапия. Ребенок тренирует последовательность движений и координацию с помощью специальных аппаратов. Результат — развитие самоконтроля и улучшение внимания.

Гидротерапия: Водные процедуры, плавание и игры в воде помогают снять стресс и расслабить детей. Метод увеличивает физическую активность и позитивно сказывается на психоэмоциональном состоянии.

Каждый из этих методов имеет свои показания и противопоказания,важно выбирать лечение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

БОС-терапия: показания и алгоритм процедуры

БОС-терапия (биологическая обратная связь) представляет собой инновационную методику, с помощью которой ребенок обучается контролировать физиологические функции своего организма. Этот подход позволяет значительно улучшить внимание и сосредоточенность через обучение саморегуляции.

На основе анализа 150 исследований учёные пришли к выводу, что данный метод не только помогает уменьшить симптомы СДВГ, но и снижает необходимость в лекарствах 2. В отличие от обычного медикаментозного лечения, БОС-терапия направлена на восстановление нормальной работы организма, что улучшает качество жизни на длительный срок.

Цель БОС-терапии при СДВГ — обучить детей контролю над своим поведением и реакциями. В процессе используются специальные устройства, которые фиксируют, например, электроэнцефалограмму (БОС ЭЭГ), предоставляя ребенку визуальную или звуковую сигнализацию о состоянии его физиологических параметров.

Алгоритм проведения БОС-терапии включает несколько этапов:

  1. Консультация специалиста: определение индивидуальных показаний.

  2. Настройка оборудования: установка необходимых датчиков и подключение к компьютеру.

  3. Обучение: ребенок тренируется распознавать сигналы, поступающие от устройства.

  4. Сессии БОС: регулярные сеансы продолжительностью 30–45 минут с постепенным увеличением сложности задач.

  5. Анализ результатов: оценка эффективности терапии и корректировка плана лечения.

БОС-терапия помогает детям улучшить внимание, положительно влияя на их общее состояние и развитие.

причины работы БОС-терапии

Преимущества физиотерапии для детей при СДВГ

Работа с детьми с СДВГ требует квалифицированного подхода — именно поэтому важно обращаться к специалистам для подбора лечения и комплекса реабилитационных мероприятий. Участие и вовлеченность родителей и преподавателей также имеют большое значение: ребенок, который чувствует понимание, помощь и принятие, будет ощущать себя комфортнее и спокойнее, а значит, реже проявлять нежелательное поведение.

Прогноз для детей с СДВГ в основном положительный, если у них нет других заболеваний. Успех лечения зависит от того, насколько хорошо выполняются рекомендации специалиста и как сильно семья поддерживает ребенка. Если нет проблем в школе и дома, это также способствует улучшению состояния 3. Следует учесть, что многое зависит и от того, насколько рано специалисты приступили к коррекции заболевания. Если не лечить СДВГ в детстве, то в старшем подростковом возрасте у ребенка возможны проблемы в виде асоциального поведения, пристрастий к запрещенным веществам, а будучи взрослым, он не сумеет построить социальные контакты.

Физиотерапия может стать важным дополнением к основным методам лечения детей с СДВГ. Она помогает в реабилитации и коррекции поведения. Методики физиотерапии оказывают значительное воздействие на детей с СДВГ:

  • Улучшают память и внимание. Так, лазеротерапия и электрофорез направлены на стимуляцию мозговой активности, что положительно сказывается на способности концентрироваться на обучении.

  • Снимают стресс и агрессию. Процедуры магнито- и гидротерапии помогают расслабиться и преодолеть эмоциональное напряжение.

  • Развивают моторику и координацию: механотерапия, активные игры и упражнения способствуют улучшению физической активности и самоконтроля у детей.

  • Создают положительную обстановку: комбинация игр, упражнений и методов физической терапии помогает детям научиться общаться и вести себя в коллективе.

В дополнение к физиотерапии специалист может порекомендовать медикаментозную поддержку. Например, назначить препарат Проспекта. Это ноотропное средство нового поколения для применения при СДВГ у детей от 7 лет.

Препарат нормализует активность белка S-100, регулирующего важные процессы в мозге. Это способствует укреплению нервной системы, повышению стрессоустойчивости, улучшению внимания и памяти, что необходимо для успешного обучения и социальной адаптации. В результате клинических испытаний было доказано, что прием препарата Проспекта позволяет снизить симптомы СДВГ на более чем 31% 4.

Лекарство предназначено для детей от семи лет и принимается курсом. Он занимает восемь недель, в течение которых ребенку дают по одной таблетке два раза в день. При необходимости по рекомендации специалиста курс приема препарата можно повторить.

Правильный подход к терапии и использование комплексных методов помогут значительно улучшить качество жизни ребенка, его развитие и взаимодействие с окружающими.


1Емельянцева Т. П., Смычек В. Б. Реабилитация (абилитация) детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и оценка ее эффективности. Медицинские новости. 2022.

2Прищепа А. В., Данилов А. Б. Метод биологической обратной связи в лечении хронической головной боли и коморбидных расстройств. Русский медицинский журнал. 2018.

3Делягин В. М., Уразбагамбетов А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков. Медицинский Совет. 2014;(14):22-24.

4Заваденко Н.Н., Макушкин Е.В., Гайнетдинова Д.Д., Колоколов О.В., Малинина Е.В., Антипенко Е.А., Сагутдинова Э.Ш., Халецкая О.В., Дмитриев А.В., Маслова Н.Н., Машин В.В., Пантелеева М.В. Терапия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей: результаты многоцентрового рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого клинического исследования. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022;122(11):62-68.

Препарат Проспекта® доступен в аптеках вашего города, также вы можете оформить заказ онлайн
Где купить
Читайте также
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей и подростков наблюдается нередко. В разных странах им страдает от 2 до 20% школьников. При этом синдром диагностируется в 2–4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек1. Для его лечения применяется и медикаментозная терапия, и психотерапия, также очень важно, чтобы во взаимодействии со специалистами на ребенка оказывали положительное влияние родители. В этом случае прогноз достаточно благоприятен, коррекция СДВГ вполне реальна.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности начинает проявляться еще в детском возрасте. Уже тогда ребенок начинает доставлять множество хлопот взрослым. Он плохо удерживает внимание, слишком импульсивен, может часто получать травмы, ссориться с детьми. Если родители постепенно учатся принимать своего ребенка таким, какой он есть, и ограждают его от неприятностей, то при поступлении в детский сад нестандартное поведение малыша вызовет негативные эмоции со стороны воспитателей и сверстников. А их реакция, в свою очередь, может привести к стрессу ребенка с СДВГ. При поступлении в школу на первый план приходят также выступают проблемы с поведением, взаимодействием с одноклассниками и концентрацией.

Вам или вашим близким стало трудно усваивать информацию, концентрировать внимание и запоминать недавние события? Возможно, причина этому – когнитивное расстройство. На ранних стадиях оно незаметно для окружающих, но может негативно сказываться на качестве жизни человека. Разберемся, как вовремя заметить первые тревожные симптомы и что делать, чтобы остановить неприятный процесс.