СДВГ и учеба: как помочь гиперактивному ребенку адаптироваться в школе

СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности, развивается в детском возрасте. Данное состояние характеризуется невнимательностью и избыточной подвижностью (гиперактивностью). Из-за этого ребенок с СДВГ часто испытывает трудности, связанные с пребыванием и обучением в школе1. Чтобы повысить успеваемость, нужно усвоить правила коррекционной работы с гиперактивными детьми.

Какие проблемы с адаптацией в школе возникают у детей с СДВГ

СДВГ развивается из-за нарушений функции центральной нервной системы (ЦНС). В основном они обусловлены минимальными мозговыми дисфункциями (ММД). Это состояние развивается из-за нарушения процессов активации и торможения в определенных отделах головного мозга. Конкретные причины ММД могут быть вызваны генетическими особенностями, а также связаны с осложненной беременностью и родами или с заболеваниями, перенесенными в раннем детстве2.

В детском возрасте процессы возбуждения в ЦНС превалируют над процессами торможения. Поэтому большинство дошкольников и младших школьников непоседливы, эмоциональны и легко возбудимы. Но при СДВГ эти качества слишком выражены и отрицательно сказываются на обучении гиперактивного ребенка.

Для данного состояния характерны следующие признаки:

  • Двигательная или моторная активность. Ребенок не может долго усидеть на одном месте, бегает. Причем движения, как правило, совершаются без конкретной цели;
  • Речевая активность. Ребенок болтает без умолка, нередко срывается на крик;
  • Невнимательность. Ребенок не может сосредоточиться на чем-то конкретном и быстро отвлекается на посторонние раздражители — зрительные объекты, звуки;
  • Плохая память. Дети с трудом запоминают новую информацию. Значительная часть того, что было прочитано, увидено и услышано, быстро забывается;
  • Повышенная утомляемость. Гиперактивный ребенок в школе быстро устает, в том числе и по причине психологической нагрузки;
  • Эмоциональная лабильность. Это изменчивость эмоций, резкие перепады между радостью и гневом. У эмоционально лабильных детей без веских причин портится настроение, а смех зачастую сменяется плачем;
  • Импульсивность. Поступки совершаются под влиянием эмоций и не контролируются логическим мышлением. Ребенок сначала делает, а потом думает. Импульсивные дети часто испытывают немотивированный страх, тревогу.

Также при ММД у части детей возникают неврологические расстройства:

  • заикание;
  • подергивание мимических мышц;
  • дрожание рук;
  • затрудненная двигательная координация;
  • дисграфия, нарушение навыков письма;
  • дислексия, нарушение навыков чтения;
  • затрудненное воспроизведение — сложно рисовать предметы, воспроизводить и произносить звуки.

Как правило, эти расстройства неглубокие. Тем не менее при СДВГ зачастую страдает дисциплина и учеба.

Особенности обучения детей с СДВГ

Большинство детей, имеющих симптомы дефицита внимания с гиперактивностью не отстают в умственном развитии, а интеллект некоторых таких детей и вовсе выше среднего. 

Ведь при ММД нарушена лишь функция определенных отделов головного мозга, но не изменена его структура. А функциональные нарушения, в отличие от структурных аномалий, в большинстве случаев обратимы. Поэтому детям с СДВГ показано пребыванием в обычном детсаде и последующее обучение в общеобразовательной школе.

Однако некоторые дополнительные трудности гиперактивный школьник все же испытывает. Причем появляются они буквально сразу же после того, как ребенок переступил порог первого класса. Это ответственный момент для всех детей.

Во время пребывания в детсаде ребенок в основном играл и был мало стеснен в передвижениях. Начальная школа потребует кардинально изменить привычки. Во время уроков нужно сидеть на одном месте и приобретать навыки письма и чтения. При этом к ученику предъявляются конкретные требования — несоответствие им вызывает неудовлетворительные отметки и замечания учителя.

Поэтому практически любой первоклассник, идя в школу, испытывает стресс. У ребенка с СДВГ он усугубляется. Моторная активность мешает спокойно сидеть на уроках. Из-за невнимательности и расстройства двигательной координации трудно усваивать материал. Выкрики невпопад вызывают справедливые замечания учителя. Дерзким поведением гиперактивные дети часто срывают уроки.

В общении с другими ребятами тоже возникают трудности. Нарушение произношения, нервные подергивания мимических мышц, заикание — все это вызывает насмешки у сверстников. В ответ возникает ответная реакция в виде агрессии.

Гиперактивное поведение младших школьников выражается в том, что они вступают в словесные перепалки с учителями и дерутся с одноклассниками. Другие дети с подобной проблемой, наоборот, замыкаются в себе. Комплекс неполноценности оказывает дополнительное отрицательное влияние на успеваемость в школе.

Чтобы адаптировать к учебе ребенка с СДВГ, нужно попытаться устранить его недостатки или обратить их в достоинства. Вот примеры рекомендаций учителю по работе с гиперактивными детьми:

  • Импульсивность и вспыльчивость нередко сочетается с любознательностью. Таких детей можно отдать в кружки по интересам;
  • Если ребенок все забывает, значит, нужно дать ему конкретные поручения, например, полить цветы на подоконнике, приготовить мел для доски. Обязанности помогают улучшить память;
  • Речевая активность, возможно, поможет наладить контакты с одноклассниками. Некоторые из таких детей становятся лидерами и пользуются уважением у сверстников;
  • Если школьник быстро устает, лучше разбить большое задание на несколько маленьких и выполнять их частями;
  • Детей с моторной активностью желательно отдать в спортивные секции. Во время тренировок они расходуют часть энергии.

Работа с гиперактивными детьми в школе требует терпения и педагогического мастерства3. Родителям ни в коем случае нельзя насмехаться над ребенком, ругать его, говорить, что он не такой, как все.

Особенности поведения детей с СДВГ в школе

Как помочь гиперактивному ребенку адаптироваться в школе?

Самостоятельно ребенок не сможет преодолеть трудности и приспособиться к школьным требованиям. Родители и учитель тоже не всегда в состоянии устранить сложности. В таких случаях нужно обратиться к специалисту.

Чтобы помочь ребенку с СДВГ адаптироваться и улучшить успеваемость, разработаны обучающие методики. Улучшить внимание помогают физические и дыхательные упражнения.

Помогают улучшить результат терапии препараты для коррекции функций головного мозга. Один из них — ноотропный препарат Проспекта. Форма выпуска этого лекарства: таблетки для рассасывания. В качестве активного вещества препарат содержит белковое соединение, которое позитивно влияет на участки мозга, ответственные за внимание и память. Улучшение этих функций помогает повысить успеваемость, снизить проявление гиперактивности и ускорить адаптацию к школе.

При синдроме дефицита внимания с гиперактивностью детям с 7 лет препарат Проспекта назначают по одной таблетке 2 раза в день вне приема пищи. Таблетку держат во рту до полного рассасывания. Курс приема лечения длится 8 недель. При необходимости его повторяют по рекомендации специалиста.


1Шайдукова Л.К., Анохина Е.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности — изученное заболевание, требующее дальнейшего исследования. ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России.

2Галицкая О.С., Грибова Н.П. Клинический полиморфизм минимальной мозговой дисфункции. Смоленский медицинский альманах. 2019.

3Федорова Е.А., Князева Е.А. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

Препарат Проспекта® доступен в аптеках вашего города, также вы можете оформить заказ онлайн
Где купить
Читайте также
Рассеянность зачастую выявляется еще в раннем детстве. В школьные годы отсутствие концентрации мешает усваивать материал и хорошо учиться. В дальнейшем рассеянному человеку трудно реализовать себя и достичь жизненных целей. Существует ряд способов коррекции дефицита внимания, в том числе и с помощью фармацевтических препаратов.
Гиперактивность — это чрезмерная активность. Это состояние чаще всего отмечается у детей и сочетается с расстройствами эмоций, поведения и может привести к затруднению усваивания новой информации.
Если ребенок не может сосредоточиться на учебе, плохо запоминает информацию и постоянно отвлекается, некоторые родители приходят к врачу и просят назначить ноотропы – препараты, нормализирующие работу мозга. Как работают такие средства и можно ли давать их детям, рассказываем в статье.