Чем отличается СДВГ и ЗПР у детей: характеристика и особенности
СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. ЗПР — задержка психического развития. Оба эти состояния сопровождаются нарушениями эмоций, когнитивных функций (внимания, памяти, мышления) и поведения. Из-за некоторых сходных проявлений СДВГ и ЗПР часто путают. Но у них есть особенности, которые нужно учитывать, чтобы помочь ребенку стать полноценным представителем общества.

СДВГ и его характеристики
При этом состоянии в структурах мозга, формирующих эмоционально-поведенческие реакции и когнитивные функции, процессы возбуждения слишком выражены, а процессы торможения - недостаточны. Причины в основном связаны с наследственностью, болезнями матери во время беременности, заболеваниями ребенка в раннем детском и дошкольном возрасте.
Возникают следующие симптомы:
- Повышенная активность или гиперактивность. Ребенок чересчур подвижен даже для своего возраста. Он буквально не может усидеть на месте.
- Невнимательность. Ребенку трудно сфокусироваться на конкретном объекте, и он часто отвлекается на другие предметы или события. Громкие звуки, яркий свет и другие сторонние раздражители еще больше затрудняют концентрацию внимания.
- Эмоциональная лабильность. Неустойчивость эмоций проявляется резкими перепадами настроения. При этом смех быстро сменяется плачем.
- Речевое возбуждение. Такие дети болтают без умолку. В спешке они пропускают буквы, слоги и целые слова. Из-за этого речь непонятна.
- Импульсивность. Ребенок совершает поступки без осмысления, под наплывом эмоций. Он сначала делает, а потом думает.
- Забывчивость. Новая информация плохо откладывается (не запоминается) в детской памяти. Ребенок часто забывает, что ему нужно сделать, куда пойти.
- Повышенная утомляемость. Дети быстро устают/истощаются после физических и умственных нагрузок. У них появляется ощущение слабости, разбитости.
- Слабая пространственная координация. При выполнении сложных движений появляются затруднения. Ребенок плохо пишет и рисует.
СДВГ — одна из причин плохой успеваемости в школе. Такие дети часто вступают в конфликты с учителями, родителями, сверстниками1.
ЗПР и его характеристика
ЗПР возникает из-за функциональной незрелости структур мозга, ответственных за эмоции, поведение и когнитивные функции. Под когнитивными функциями подразумеваются внимание, память, мышление, речь, т.е. способность воспринимать и усваивать поступающую через органы чувств информацию, овладевать новыми навыками и т.д. ЗПР развивается по тем же причинам, что и СДВГ. Возможны социальные факторы, связанные с особенностями воспитания, детскими психологическими травмами.
При этом возникают нарушения основных функций мозга:
- Мышление. Абстрактное мышление развито в недостаточной степени. Преобладает образное мышление. Ребенок воспринимает лишь наглядную информацию. Он с трудом обобщает и анализирует происходящие события.
- Поведение. Характерен инфантилизм. Нет чувства долга, ответственности за свои действия и других признаков взросления. Дети легко внушаемы, но сами безынициативны.
- Внимание. Дети невнимательны и плохо концентрируются на конкретном предмете. Они легко отвлекаются под действием посторонних раздражителей.
- Восприятие. Носит фрагментарный характер. Ребенок воспринимает лишь часть информации. В основном это конкретные зрительные образы. Речевая информация, требующая осмысления, плохо воспринимается.
- Память. Способность к запоминанию оставляет желать лучшего. Поэтому ребенку трудно вспомнить поступившую информацию. Иногда она воспроизводится в искаженном виде: воспоминания неточны и не во всем соответствуют действительности.
Все эти нарушения сходны с симптомами СДВГ, приводят к проблемам с обучением в школе и взаимоотношениями с окружающими2.
Сравнение СДВГ и ЗПР
У обоих состояний есть общие черты и различия:
- Эмоции и воля. Дети с ЗПР внушаемы. Они не могут планировать действия и ставить перед собой элементарные цели. Эмоциональные проявления у них скудные, а у детей с СДВГ импульсивное поведение: широкий спектр быстро меняющихся эмоций.
- Движения. Для ЗПР характерна двигательная заторможенность, неуклюжесть. При СДВГ отмечается гиперактивность. Но при обоих состояниях страдает координация движений.
- Мышление и память. При ЗПР есть проблемы с абстрактным мышлением. Детям трудно анализировать события и факты. Воспоминания часто искажены. Дети с СДВГ плохо запоминают новую информацию. При обоих состояниях сложно концентрировать внимание.
- Поведение. Дети с СДВГ конфликтны, порой агрессивны. Для ЗПР характерна замкнутость, необщительность, заниженная самооценка. Все это затрудняет социальную адаптацию.
- Внешний вид. При ЗПР зачастую физическое развитие тоже замедлено. В таких случаях обращает на себя внимание низкий рост, хрупкое телосложение. А дети с СДВГ внешним видом не отличаются от сверстников.
Несмотря на нарушения в мышлении, эмоциях и поведении, СДВГ и ЗПР не являются проявлениями олигофрении, врожденного слабоумия. Олигофренические расстройства носят необратимый характер. В то же время СДВГ и ЗПР являются обратимыми.
Оба состояния не приговор. При своевременно принятых мерах можно устранить когнитивные и эмоционально-волевые нарушения у ребенка. В дальнейшем дети ничем не будут отличаться от сверстников и станут полноценными представителями общества. Но для социальной адаптации нужно учитывать особенности СДВГ и ЗПР.
Диагностика
Диагноз ЗПР и СДВГ ставится на основании жалоб родителей, а также характерных проявлений, выявленных во время наблюдения за ребенком и по результатам психологического тестирования.
Существуют диагностические критерии СДВГ.
При ЗПР и СДВГ структурные изменения в веществе головного мозга отсутствуют. Чтобы исключить их, проводят аппаратные исследования: рентгенографию костей черепа, КТ и МРТ головного мозга.
Лечение и рекомендации для детей с СДВГ и ЗПР
Дети с СДВГ и ЗПР нуждаются в помощи специалиста. При этих нарушениях проводят занятия, направленные на улучшения мышления, внимания, памяти, двигательной координации. Детям с СДВГ нужно ставить четкие задачи, а затем следить за их выполнением.
При ЗПР ребенка желательно ставить в ситуации, помогающие проявить свои лучшие качества. Тогда здоровые функции будут компенсировать нарушенные. Важно: детей с эмоционально-волевыми и когнитивными расстройствами нужно обязательно хвалить3.
Эффект занятий подкрепляется медикаментозными средствами, улучшающими мозговые функции. В частности, в рамках комплексной терапии специалист может назначить препарат Проспекта, который прямо показан для лечения СДВГ с 7 до 18 лет.
Средство выпускается в таблетках для рассасывания. Активный компонент этого лекарства положительно влияет на когнитивные функции, улучшая внимание, память, мышление и снижая гиперактивность, импульсивность. Под его действием нормализуются процессы торможения и возбуждения в головном мозге, стабилизируются эмоции. Все это способствует повышению успеваемости и помогает преодолеть сложности в общении.
Проспекту принимают по 1 таблетке 2 раза в день между едой восьминедельным курсом. Спустя 1–2 месяца его можно повторить.
2Шипова Л.В. Психология дошкольника с задержкой психического развития. Учебное пособие. 2018.