Гиперактивный ребенок в детском саду: СДВГ у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Синдром дефицита внимания и гиперактивности начинает проявляться еще в детском возрасте. Уже тогда ребенок начинает доставлять множество хлопот взрослым. Он плохо удерживает внимание, слишком импульсивен, может часто получать травмы, ссориться с детьми. Если родители постепенно учатся принимать своего ребенка таким, какой он есть, и ограждают его от неприятностей, то при поступлении в детский сад нестандартное поведение малыша вызовет негативные эмоции со стороны воспитателей и сверстников. А их реакция, в свою очередь, может привести к стрессу ребенка с СДВГ. При поступлении в школу на первый план приходят также выступают проблемы с поведением, взаимодействием с одноклассниками и концентрацией.

Какие проблемы с адаптацией в детском саду и в школе возникают у детей с СДВГ

Развитие СДВГ у детей дошкольного возраста, а также в начальной школе, происходит на фоне нарушений в работе центральной нервной системы. Если подавляющее большинство ребят дошкольного возраста в принципе активны, то малыши с СДВГ – гиперактивны, и это вызывает немало трудностей.

Гиперактивный ребенок ведет себя везде одинаково, в любой ситуации: дома, в детском саду, в школе, в секции или же на приеме у специалиста. На него не действует ни один метод, которым можно успокоить обычного ребенка, что доставляет трудности взрослым, окружающим ребенка1.

СДВГ чаще диагностируют у мальчиков, чем у девочек. Одно время синдром даже считался исключительно мужским диагнозом.

Проявления СДВГ становятся наиболее заметны при поступлении в детский сад, школу, ведь там к малышу предъявляют множество требований, с которыми ранее он не сталкивался. Нужно слушаться воспитателя, учителей, вести себя тихо во время занятий, есть режим дня и определенное время дневного сна.

Ребенок с СДВГ сталкивается со следующими проблемами в школе и в ДОУ:

  • Из-за отсутствия внимания возникают ошибки при выполнении простых заданий.
  • Низкая концентрация влечет за собой отсутствие реакции на обращение к нему.
  • Ребенок не следует инструкциям и правилам, что в итоге приводит к тому, что он ничего не доводит до конца.
  • Ребенок много болтает, перебивая взрослых, или, наоборот, молчалив, когда ему задают вопросы.
  • Тихие и спокойные игры сходят на нет, ведь малышу необходимо постоянно находиться в движении.
  • Общение со сверстниками дается ребенку гораздо сложнее.
  • Ребенку сложно усидеть на месте, а значит, задания, требующие усидчивости, будут даваться с трудом. Порой ребенок может просто прекратить выполнение порученного ему дела, отвлечься на что-то другое.
  • У детей с СДВГ проявляется забывчивость, слабая память приводит к потере вещей и трудности с выполнением какого-либо поручения воспитателя.

Из-за невнимательности дошкольник испытывает проблемы с восприятием информации, что влечет за собой проблемы с изучением алфавита и цифр. Как итог, возникают трудности при подготовке к школе. В школе данные проблемы сохраняются: ребенок с трудом запоминает информацию, плохо ведет себя на уроках, так как ему трудно долго оставаться на одном месте, ему часто делают замечания, из-за чего снижается самооценка.

Особенности работы с гиперактивными детьми

Работа с детьми, у которых диагностирован СДВГ, требует особого внимания и отношения. Порой педагоги и учителя не знают, как справиться с гиперактивным ребенком в детском саду и в школе, хотя многие просто усложняют ситуацию. Необходимо использовать особые методы с такими детьми, ведь стандартные не работают.

Для начала требуется понять, что агрессия и злость только усугубят ситуацию, поэтому надо запастись терпением, научиться принимать ребенка таким, какой он есть, минимизировать наказания за плохое поведение.

Что касается воспитательных методов, то в первую очередь следует научиться давать ребенку в начале занятия четкий структурированный план с ограничением по времени. Для этого можно использовать звонок или другой условный сигнал, оповещающий, что задание необходимо закончить.

Чтобы как можно лучше корректировать поведение ребенка, нужно выработать у него чувство ответственности и дать четкое понимание дисциплины. Ребенок с СДВГ должен осознавать свою значимость, ему нужно давать небольшие поручения, которые он точно сможет выполнить. Если он обращается к воспитателю или учителю за помощью, то ни в коем случае нельзя это игнорировать. Лучше посадить ребенка поближе к себе, выслушать его и постараться помочь. Кроме того, есть специальные занятия для детей с СДВГ, которые рекомендуется системно посещать2.

Воспитатель и учитель должен постоянно находиться с родителями на связи, чтобы делиться опытом и рассказывать, как ребенок себя вел, какие задания выполнял и чему новому научился.

правила работы с гиперактивным ребенком

Как помочь гиперактивному ребенку адаптироваться в детском саду

Чтобы ребенку было проще освоиться в новой среде, работу необходимо проводить с каждой стороны. Адаптация в детском саду проходит с участием и родителей, и воспитателя.

В работе с детьми с СДВГ и родителям, и педагогам необходимо избегать двух крайностей: с одной стороны, не следует все позволять ребенку, не нужно испытывать к нему чрезмерную жалость. С другой стороны, не стоит и завышать требования: не надо давать задачи, с которыми он точно не справится.

Проблемы, существующие у ребенка, поддаются исправлению, но для этого необходимы время и помощь со стороны взрослых. Однако для начала нужна консультация специалиста, который проведет диагностику состояния, оценит степень СДВГ, подскажет, что делать, чтобы помочь малышу, составит индивидуальный план развития3.

Взрослым необходимо придерживаться определенных правил, ведь от действий родителей зависит поведение ребенка с СДВГ.

Вот рекомендации, которые способствуют коррекции:

  • Создайте спокойную домашнюю атмосферу.
  • Не наказывайте ребенка за «плохое» поведение.
  • Ребенку необходимо правильное и сбалансированное питание.
  • Постарайтесь сократить время, которое малыш проводит с компьютером, ТВ, приставками и прочими гаджетами.
  • Следует проводить больше времени на свежем воздухе.

Кроме этого, малыша можно отдать в спортивную секцию, где он будет выплескивать накопившуюся у него энергию или же играть с ним в активные игры во время прогулок на улице. Но не переусердствуйте, чтобы не возникло переутомление.

В семье необходимо внедрить тайм-менеджмент, для этого используются планеры, часы, расписания. Ребенку необходимо внедрить понимание последовательности: что он делает сейчас, что он будет делать через час, день, неделю и далее. Если же игнорировать планирование и постоянно совершать спонтанные действия (поездки, занятия и прочее), то это лишь усугубит симптомы СДВГ и вызовет дополнительные психологические проблемы.

Когда ребенок после детского сада перейдет в школу, нагрузки вырастут еще больше. Ученику придется очень трудно, особенно если коррекция СДВГ выполнялась не в полной мере.

Специалисты могут дополнительно к плану коррекции с семи лет назначить прием ноотропного препарата Проспекта. Это средство одобрено МЗ РФ для применения у детей от 7 лет с СДВГ, оно воздействует на головной мозг и помогает в организации нейронных связей на всех уровнях.

Проспекта способствует снижению симптомов гиперактивности и невнимательности у детей с СДВГ, помогает повышать концентрацию внимания во время занятий и игр.

Препарат предназначен для курсового использования длительностью 8 недель. При необходимости по рекомендации специалиста курс можно повторить4.


1Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Stephen Brian Sulkes, MD, Golisano Children’s Hospital at Strong, University of Rochester School of Medicine and Dentistry. 2024.

2Диагностика, патогенез и лечение синдрома дефицита внимания. Журнал неврологии и психиатрии имени С. Корсакова. 2023.

3Гиперкинетические расстройства (СДВГ). ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России. 2023.

4Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата Проспекта.

Препарат Проспекта® доступен в аптеках вашего города, также вы можете оформить заказ онлайн
Где купить
Читайте также
СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности, развивается в детском возрасте. Данное состояние характеризуется невнимательностью и избыточной подвижностью (гиперактивностью). Из-за этого ребенок с СДВГ часто испытывает трудности, связанные с пребыванием и обучением в школе1. Чтобы повысить успеваемость, нужно усвоить правила коррекционной работы с гиперактивными детьми.
Рассеянность зачастую выявляется еще в раннем детстве. В школьные годы отсутствие концентрации мешает усваивать материал и хорошо учиться. В дальнейшем рассеянному человеку трудно реализовать себя и достичь жизненных целей. Существует ряд способов коррекции дефицита внимания, в том числе и с помощью фармацевтических препаратов.
Малыш не может долго сидеть на месте, часто отвлекается, резко подскакивает с места и начинает бегать, есть проблемы с обучением? Не реагирует на замечания взрослых и учителей в школе? Возможно, у него СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Разберемся, как распознать проблему, когда обращаться к врачу и как лечат это расстройство.